15 апреля 2021 14:36

15 апреля 2021 14:36

фото: Вадим Кожуховский

Взвесили обязательства

На Куйбышевской подвели итоги выполнения колдоговоров за 2014 год

Договор дороже денег – в минувшем году, в условиях экономической нестабильности, эта пословица звучала особенно злободневно. В том, как на полигоне Куйбышевской железной дороги выполнялись договоры социального партнёрства между работодателями и работниками, разбирались делегаты от предприятий и организаций.
Итоговый форум был организован в Самаре. В нём участвовали первый вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин и руководитель правового Департамента – главный правовой инспектор Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Яков Купреев. Работали «круглые столы», посвящённые вопросам оплаты и охраны труда, технологии производства работ и социальных гарантий.

«Формат этого мероприятия позволяет не только рассказать о достижениях, но и предметно обсудить проблемы, наметить пути их решения», - отметил начальник магистрали Сергей Соложенкин.

Достижения давались трудно – препятствовала макроэкономическая конъюнктура. Она ухудшилась, и план по грузообороту оказался недосягаемым – выполнили только 97,9%. Зато справились с планами погрузки и пассажирооборота, на 3,6% улучшили показатель производительности труда.

Предпосылки этих побед нередко весьма прозаичные – жёсткая экономия и ограничение расходов. В том числе за счёт сокращения численности персонала и перевода работников на режим неполного рабочего времени. Так, в строительно-монтажном тресте №9 («РЖДстрой») ликвидированы производственные подразделения, в Дёме, Кузнецке и Похвистнево упразднены путевые машинные станции Куйбышевской дирекции по ремонту пути. Прекратил производственную деятельность Саранский вагоноремонтный завод, сокращено около 800 работников.

Тем не менее, гарантии социального партнёрства остались в силе. Только по Коллективному договору ОАО «РЖД» на дороге израсходовали за год свыше 6,6 млрд руб. В запланированном объёме профинансированы спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, корпоративные социальные программы, а дорожная организация профсоюза провела этап Всероссийских игр РОСПРОФЖЕЛ «Спорт поколений».

Предприятия предоставляли работникам льготные карты для занятий в физкультурно-оздоровительных центрах. На эти цели израсходовано 8,4 млн руб., выдано почти 1,5 тысячи карт.

Решались жилищные вопросы работников. «В течение 2006-2014 годов, благодаря финансовой поддержке компании, более 2066 семей улучшили жилищные условия», - сообщил Сергей Соложенкин. Он также напомнил, что молодым семьям при рождении первого ребёнка компания оплачивает 10 м² жилья, при рождении второго – субсидирует 14 м², при рождении третьего и последующих – 18 м².

Обеспечивался летний отдых детей. В его организации участвует профсоюз. Путёвки – льготные. В прошлом году в лагерях побывали около 3,4 тысячи ребят, ещё 543 съездили на море, причём 150 путёвок профинансировал профсоюз.

По словам Сергея Соложенкина, социальный пакет работников ОАО «РЖД» остаётся одним из лучших на российском рынке труда. Сложнее с зарплатами. В прошлом году их проиндексировали только на 2,63%.

«Сегодня индексацию приходится «пробивать» путём долгих переговоров. Поэтому РОСПРОФ- ЖЕЛ выступил с инициативой законодательно обязать всех работодателей индексировать зарплату не реже одного раза в год и не ниже инфляции. За это предложение уже отдано более 85 тысяч голосов», - сообщил Михаил Миронов.

По итогам года среднемесячная зарплата на дороге с учётом неполной занятости вышла на последнее место по сети и снизилась в реальном исчислении, что не могло не отразиться на динамике текучести кадров. Среди основных профессий наибольшая текучесть у ремонтников инженерных сооружений (+7,8%), осмотрщиков вагонов (+4,6%), составителей поездов (+3,7%). Зафиксирован дефицит машинистов тепловозов, монтёров пути, электромехаников контактной сети и других профессий.

Повлиять на ситуацию призваны различные меры материального стимулирования. Например, монтёрам пути в дистанциях Самара, Кинель, Жигулёвское Море, осмотрщикам эксплуатационного вагонного депо Кинель предоставляется компенсационный соцпакет. Монтёры в 17 из 24 дистанций пути, работники дистанции инженерных сооружений и осмотрщики вагонов получают зональные надбавки в 9-40%. Однако эти меры не всегда достаточны. Так, среди монтёров пути самая высокая зарплата в Уфимской дистанции, но и текучесть здесь наибольшая – 32%, так как в столице республики зарплаты у равнозначных профессий выше на 15%.

Михаил Миронов доложил делегатам о профсоюзном контроле в вопросах оплаты и охраны труда, обеспечения спецодеждой и инструментом, улучшения производственного быта. Технические и правовые инспекторы Дорпрофжел провели сотни проверок, выдавали представления об устранении нарушений. Работникам вернули более 25 млн руб., отменено более 40 неправомерных приказов о взысканиях. За нарушение трудовых прав к ответственности привлечено 13 должностных лиц. «Нормы коллективных договоров об объёмах расходов на охрану труда выполнили почти все структуры холдинга», - отметил профсоюзный лидер.

В завершение форума Сергей Соложенкин обрисовал некоторые перспективы в деятельности дороги. Ставки сделаны на клиентоориентированность, повышение эффективности производственных процессов и укрепление корпоративной культуры. Будет продолжена оптимизация численности персонала. Она будет проводиться на основе совершенствования производственной технологии и автоматизации трудоёмких работ. А профсоюзу нужно больше обращать внимания на вопросы профилактики нарушений трудовой дисциплины, помогать в борьбе с хищениями.
Вадим Кожуховский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30