16 апреля 2021 06:09

16 апреля 2021 06:09

фото: Роман Вяткин

Область взаимных интересов

Инициативы и проекты Куйбышевской железной дороги находят поддержку законодателей и администраций регионов

Сергей Блохин, заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по по корпоративному управлению и работе с органами власти.    
В настоящее время Куйбышевская железная дорога – одна из крупнейших магистралей страны, предоставляющая услуги транспортных перевозок на территории 10 субъектов РФ. Базовым условием устойчивого развития железной дороги является эффективное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Ведущая роль в этом процессе принадлежит компаниям, чья деятельность оказывает наиболее значительное влияние на развитие дороги и, конечно, взаимодействие с органами власти субъектов РФ.
– Прошедший год был достаточно насыщенным с точки зрения совместных с региональными властями мероприятий. Сергей Григорьевич, какая площадка оказалась для диалога наиболее эффективной?

– С точки зрения проработки успешных схем сотрудничества и установления долгосрочных партнёрских отношений Куйбышевской железной дороге интересен любой формат. Представители дороги участвуют в заседаниях правительств, научно-практических конференциях, форумах, симпозиумах, встречах и других мероприятиях, проводимых в органах государственной власти для обеспечения эффективного взаимодействия в сфере железнодорожного транспорта.

ОАО «РЖД» взаимодействует с общественными (неправительственными) организациями, занимающимися вопросами социальной ответственности, охраны окружающей природной среды, защитой прав и законных интересов граждан, осуществлением общественного контроля в этих сферах. Также представители дороги являются членами комиссий по безопасности движения, Торгово-промышленных палат субъектов РФ. Учитывая вышеизложенное, считаю, что все проводимые совместные с органами власти мероприятия являются значимыми и эффективными.

– Такой широкий спектр внешних коммуникаций подразумевает значительные возможности в продвижении наиболее важных инициатив. Удалось ли получить содействие в их практической реализации?

– На полигоне дороги выстраивается эффективная работа с общественными организациями. В частности, по инициативе Куйбышевской железной дороги в 2014 году прошли заседания Общественных палат Республики Башкортостан, Ульяновской и Самарской областей, на которых обсуждались организация пригородных железнодорожных перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах.

В конце прошлого года состоялся День Куйбышевской железной дороги в Самарской губернской Думе. В рамках встречи с законодателями поднимались вопросы, в решении которых без поддержки на различных уровнях власти не обойтись: совершенствование систем контроля на переездах, улучшение ситуации с субсидированием пригородных пассажирских перевозок, а также перспективы развития в регионе въездного туризма. Каждая из поднимаемых нами тем может рассматриваться как ключевой аспект экономической и имиджевой составляющих регионального развития. Однако без соответствующей законодательной базы получить синергетический эффект вряд ли получится.

Необходимость содействия в развитии значимых для региона направлений находит понимание среди депутатов, которые единогласно приняли решение о поддержке ряда законодательных инициатив при их рассмотрении в Государственной Думе РФ. В первую очередь, это касается поддержки проекта федерального закона № 605615-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» и КоАП РФ в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте», внесённый Правительством РФ и принятый в ноябре прошлого года Госдумой в первом чтении.

– Однако совместная деятельность только обсуждениями и инициативами не ограничивается.

– Действительно, происходит расширение привычных форматов взаимодействия, и всё активнее развиваются механизмы государственно-частного партнёрства. В современных условиях, когда возможности бюджетов ограничены, это наиболее оптимальный вариант решения сложных инфраструктурных задач. У Куйбышевской уже есть успешный опыт применения данных механизмов, и в прошлом году работа в этом направлении получила дополнительный импульс. Один из наиболее ярких примеров – строительство в городе Кинеле детского сада «Город детства».

Напомню, что по условиям договора ОАО «РЖД» строило детский сад за счёт собственных средств, но после регистрации права собственности на объект администрация г.о. Кинель за счёт средств бюджета Самарской области и средств местного бюджета обеспечила выкуп ½ доли объекта. Оставшуюся долю ОАО «РЖД» передало администрации г.о. Кинель в безвозмездное пользование.

Высокую оценку новому детскому саду дали побывавшие здесь президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин, а также руководство областного министерства образования и г.о. Кинель.

Введение в эксплуатацию объекта позволило повлиять на решение социальной задачи, приоритетной на региональном и государственном уровнях, – обеспечить детей местами в детских садах. При этом участие РЖД в реализации проекта гарантировало детям сотрудников холдинга закреплённые квоты в размере 122 мест.

– Какие совместные с региональными администрациями проекты планируется реализовать в перспективе?

– Поддержку находит идея создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Их появление должно базироваться на утверждённой региональной концепции развития транспорта, на основе которой формируется госзаказ по всем видам транспорта. Это позволило бы увидеть комплексную картину развития транспорта.

В некотором смысле мы пошли на опережение и проанализировали возможности создания ТПУ на базе существующих остановочных пунктов, совместно с представителями города определили ключевые точки, которые должны сформировать будущую карту движения электричек внутри города. Успешный опыт решения подобных задач у железной дороги и ППК уже был, когда во время ремонта моста по улице Главной в г.о. Самара основной трансферт для жителей осуществляли пригородным железнодорожным транспортом.

Проект ТПУ открывает новые перспективы, ведь помимо запуска электрички появляется возможность организовать подъезд к ним междугородних автобусов, которых, к слову, в город заходит порядка 300, и создать парковочные места, а в идеале – перейти в дальнейшем к единому билету.

Год назад Куйбышевская железная дорога и администрация г.о. Самара подписали соглашение о создании ТПУ на остановочных пунктах Ягодная и Красный Кряжок. В соглашении подчёркнуто, что развитие станций и их трансформация в ТПУ будут осуществляться в тесном сотрудничестве Куйбышевской дороги, администрации г.о. Самара и частных инвесторов. Всё это позволит не только улучшить транспортную ситуацию в городе, но увеличить выручку от перевозок через населённость электричек, что может повлиять на снижение дотаций на субсидирование пригорода из регионального бюджета.

В настоящее время основные вопросы, связанные с проектами, обсуждаются с администрацией г.о. Самара. Очевидно, что, как наиболее заинтересованная сторона, город должен взять на себя координацию проектов и оказать необходимое управляющее влияние. В ближайшее время мы рассчитываем получить от администрации г.о. Самара конкретные решения. Тем более, что для ТПУ на Ягодной уже получено согласование на техническое проектирование.

Активнее продвигается аналогичный проект по Уфе, который обсуждался на республиканском и городском уровнях, и возможности быстрого трансферта внутри города по железной дороге смог оценить лично глава администрации Уфы И.И. Ялалов. Сейчас на участке, по которому будет курсировать «городская электричка», продолжаются работы по благоустройству платфом.

Не менее масштабные задачи ставят перед собой участники аналогичного проекта в Ульяновской области, где в ноябре прошлого года между ОАО «РЖД» и областным правительством было заключено Соглашение о сотрудничестве в области реализации проектов по созданию ТПУ.

– Один из проблемных вопросов для дороги и регионов - переезды. Почему, зачастую, так сложно прийти к компромиссу?

– Что касается закрытия малодеятельных переездов, то, несмотря на то, что в большинстве случаев они расположены на расстоянии менее 5 км от существующих путепроводов, на этот шаг региональные администрации соглашаются неохотно. Дело в том, что власти чаще всего идут на поводу у местных жителей, для которых привычные, но опасные переходы оказываются удобнее благоустроенных транспортных развязок.

Со своей стороны Куйбышевская дорога актуализировала работу по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах. Уже определены наиболее «опасные» из них, и для минимизации рисков ДТП с региональными органами власти в рамках специальных программ дополнительно проводится поэтапное оснащение переездов системами фото-видео- фиксации.

Однако на сегодняшний день не определён порядок разграничения финансирования со стороны субъектов РФ. Принимая во внимание факт, что суммы штрафов за нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ в полном объёме, в субъекты направлены предложения магистрали о финансировании вышеуказанных программ. В свою очередь, Куйбышевская железная дорога готова оказать активное содействие в организации проведения работ.

В прошлом году в рамках государственно-частного партнёрства в Самарской области был установлен опытный образец комплекса видеофиксации на железнодорожном переезде на улице Речной. В текущем году регионами в рамках комплексных программ обеспечения безопасности запланирована поэтапная установка средств видеофиксации на наиболее проблемных железнодорожных переездах. Так, в Республике Мордовия они появятся на семи переездах, на пяти – в Республике Татарстан и трёх в Республике Башкортостан.

– Учитывая весь положительный опыт, какие мероприятия по продвижению предложений Куйбышевской дороги планируются в этом году?

– Для обеспечения возможности обсуждения проблем и выработки конструктивных решений с региональными органами власти и бизнесом, магистралью в этом году запланирован целый ряд мероприятий: дни Куйбышевской дороги на площадках Торгово-промышленных, общественных палат регионов обслуживания, а также на площадках законодательных собраний и в правительстве. Планируется принять активное участие в стратегических сессиях по развитию Самаро-Тольяттинской агломерации, форумах ПФО «iВолга-2015», «Самарская стратегическая инициатива» и многих других.

Каждая из перечисленных площадок должна способствовать решению целого комплекса бизнес-ориентированных и социально-значимых задач: от продвижения проектов в сфере грузовых перевозок и развития эффективной логистической деятельности до организации пригородного железнодорожного сообщения и развития туризма, а также совместных социальных программ.
Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30