16 апреля 2021 17:33

16 апреля 2021 17:33

фото: Николай Ембулаев

Научить учиться

Система непрерывного профессионального обучения нуждается в переменах

Дорожной системе непрерывного профессионального обучения рабочих кадров нужно меняться в соответствии с требованиями времени, с учётом организационно-структурных изменений в управлении бизнес-единицами компании. Именно поэтому одно из заседаний  технико-технологического совета было посвящено организации обучения рабочих кадров на базе Куйбышевского учебного центра профессиональных  коммуникаций, развитию его материально-технической базы и организации технической учёбы по стандарту ОАО «РЖД».  
Квалифицированный и обученный персонал, подготовленный резерв кадров и эффективная система мотивации работников – это своего рода гарантия безопасности движения. Как отметил в своём докладе и.о. начальника службы управления персоналом Владимир Ли, вопросам внедрения регламента процессного подхода к обучению и развитию персонала  должно уделяться повышеное внимание. Сейчас эта работа активно ведётся практически во всех региональных дирекциях. 


Ежегодно КУЦПК формирует план-графики обучения на основании потребности структурных подразделений в профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих кадров. Коллектив Центра год от года старается улучшать качество своей работы. Совместно со службой персонала уделяется внимание качественному составу преподавателей, постоянному повышению их квалификации.


Основные плановые показатели 2014 года учебным центром выполнены: план подготовки – на 101,8%, повышения квалификации – на 108,4%. Но при этом  имеются случаи невыполнения установленных объёмов региональными дирекциями.


Не выполнены планы подготовки и повышения квалификации Куйбышевской дирекцией управления движением и   Самарским филиалом ОАО «Вагоноремонтная компания № 1». От последнего в течение года не поступило ни одной заявки. В Куйбышевской дирекции инфраструктуры  в одних хозяйствах – пути, электрификации и электроснабжения – к обучению кадров подходят ответственно, а в службах вагонного хозяйства, автоматики и телемеханики эта  работа ведётся крайне неудовлетворительно.


Ненадлежащее планирование крайне затрудняет работу учебного центра. В 2014 году из-за несформированных и неукомплектованных групп 881 человек из Дирекции инфраструктуры не поступил на обучение, что могло усложнить работу КУЦПК и негативно отразиться на выполнении бюджетных параметров. И только активная работа руководства учебного центра с другими дирекциями  позволила организовать 52 дополнительных учебных группы. 


«Негативное влияние на выполнение плановых показателей КУЦПК оказывают работники, которые не закончили обучение  в центре, – рассказал Владимир Петрович. – Они были отчислены  в процессе обучения или не сдали квалификационный экзамен. К сожалению, люди, приезжая в учебный центр, не совсем понимают, что фактически находятся в командировке и восьмичасовой рабочий день никто не отменял. Причина в том, что руководители структурных подразделений, направляя работника на обучение, не в полной мере проводят инструктаж о правилах обучения и проживания». 


Поэтому в ближайшее время планируется перенять опыт коллег с Забайкальской дороги, где на сайте УЦПК размещаются журналы каждой из групп, что даёт возможность руководителям видеть посещаемость и успеваемость своих подчинённых. 


Качество обучения во многом зависит и от состояния материально-технической базы. 


«Наш Центр имеет 51 учебный кабинет, из них 15 – компьютерные классы, – говорит начальник КУЦПК Владислав Рязанов. – Все учебные аудитории оборудованы техническими средствами обучения и проверки знаний обучающихся, тренажёрами и натурными образцами для отработки навыков и закрепления полученных знаний. Проводятся практические занятия на учебных полигонах».


Вместе с тем, как отмечали выступавшие, учебная и материально-техническая база учебного центра нуждаются в дальнейшем  развитии и совершенствовании. Дирекции и структурные подразделения должны быть заинтересованы в этом и оказывать необходимую помощь.


Не менее важный аспект непрерывного обучения кадров – техническая учёба. Она проводится на предприятиях железнодорожного транспорта не одно десятилетие. За это время сложилась определённая система организации и проведения занятий. Однако жизнь не стоит на месте. Систему технической учёбы необходимо модернизировать. 


Главный инженер Куйбышевской железной дороги Анатолий Соколов познакомил собравшихся с результатами проведённого анонимного опроса, который показал недостатки в организации технического обучения. В их числе – перегруженные информацией длительные занятия, когда слушателям тяжело усваивать на должном уровне большой объём, неглубокий лекционный материал, недостаточное материально-техническое обеспечение.


«Техническую учёбу надо рассматривать как одну из составляющих технологического процесса производства, – подчеркнул начальник службы технической политики Виталий Карпович. – Анализ состояния технической учёбы показал ряд принципиальных недостатков, связанных с формализмом при проведении занятий. Зачастую нет конспектов, не проводятся дублирующие занятия, зачёты принимаются не комиссионно, а в одно лицо. Спустя непродолжительное время работники не могут вспомнить, о чём шла речь на занятиях. Оставляет желать лучшего и материально-техническая база. Наша дорога заняла 10-е место по оснащённости кабинетов технической учёбы. Необходимо определить потребность в методических материалах, внести отдельной строкой расходы на техническую учёбу – так же, как на охрану труда».


Уже несколько лет в ОАО «РЖД» действует система дистанционного обучения. У нас на полигоне она внедрена только в Куйбышевской дирекции тяги, Куйбышевской дирекции управления движением и Самарском вычислительном центре.


Несмотря на проводимую работу, состояние дел по технической учёбе требует принятия более эффективных мер и, в первую очередь, повышения качества занятий за счёт внедрения современных технических средств обучения. 


По итогам заседания технико-технологического совета намечен целый ряд мероприятий, который призван устранить недостатки в непрерывном обучении персонала, сформировать у работников глубокие знания, умения и навыки, что, несомненно, станет залогом  не только их профессионального роста, но и безопасности движения.

Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30