21 апреля 2021 15:02

21 апреля 2021 15:02

Работать ударными темпами!

Трудовой героизм железнодорожников Куйбышевской магистрали в годы Великой Отечественной войны проявился в широком размахе социалистического соревнования, направленного на усиление помощи фронту.
Уже на второй день войны газета «Большевистское знамя» писала о том, что на Дёмском железнодорожном узле провели митинг, где маневровый машинист тов. Архангельский обратился к коллегам и призвал всех работать по-стахановски, не жалея сил, чтобы своевременно обеспечить фронт всем необходимым. Следом за машинистами эстафету соцсоревнования подхватывают и движенцы станции Дёма.


Прошла первая неделя войны – сводки с кровопролитных боёв были неутешительны. В едином порыве хоть чем-то помочь фронту, в соцсоревнование вступают различные предприятия полигона дороги: Куйбышевский резерв проводников, Уфимская дистанция пути, Бугульминский железнодорожный узел.


И вот, спустя месяц после роковой даты, газета пестрит заметками о новых обязательствах трудовых коллективов предприятий магистрали. Теперь передовиков производства называют «лунинцами». Новое название берёт начало от фамилии машиниста депо Новосибирск Томской железной дороги Н.А. Лунина, ставшего инициатором соревнования. Суть его метода заключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады, а не ремонтной, как это было раньше. Народный комиссариат путей сообщения в январе 1942 года издал приказ о развитии Лунинского движения. А в последующие годы Великой Отечественной войны движение приобрело новое содержание — максимальный пробег паровозов без ремонта.


К лету 1942 года активно включились во Всесоюзное социалистическое соревнование большинство работников магистрали. Спустя год после начала войны в нём участвовало 74% железнодорожников Куйбышевской. Тогда насчитывалось около 24 тыс. стахановцев, почти 13 тыс. ударников труда и более 3 тыс. «лунинцев». 


К этому времени  материалы о соцсоревновании на страницах «Большевистского знамени» плотно занимают половину газетного пространства, остальное место оставили под фронтовые сводки и директивы руководящего состава страны.В подшивке за 1942 год можно найти заметки о перевыполнении рабочих норм, экономии времени и средств на выполнении повседневных задач. Так, машинист депо Бугульма тов. Курбангалеев только за 18 дней февраля провёл 10 поездов без дополнительного набора воды, 6 тяжеловесных поездов с превышением технической скорости, при этом сэкономил более 8 тыс. килограммов топлива. Звание стахановского получил коллектив механического цеха депо Ульяновск во главе с мастером Скавуновым. Все рабочие этого цеха выполняли норму на 200 и более процентов, токари-стахановцы Никифоров, Зайцев и Денисов давали от 4 до 7 норм. Красным Знаменем  обкома партии и облисполкома награждён коллектив депо Сызрань – во втором квартале 1942 года здесь обеспечили 100-процентную выдачу паровозов под поезда, перевыполнили план подъёмочного ремонта, снизив количество неисправных локомотивов до 9%, хотя по норме допускается 15%. Так работники магистрали приближали день Великой Победы.

Подготовил Владимир Волков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30