20 июня 2021 09:24

20 июня 2021 09:24

фото: Виталий Сапожников

Развязать узел

Проблему барьерных мест по станции Дёма должна решить программа развития

На Куйбышевской железной дороге актуализирована деятельность по совершенствованию технологии работы станции Дёма, а также подготовке технико-экономического обоснования проекта её развития.
Практически полностью исчерпанные пропускные способности узла требуют не только пересмотра технологии работы, но и масштабного обновления железнодорожной инфраструктуры. В рамках технико-технологического совета на Куйбышевской железной дороге обсудили перспективы развития Дёмского железнодорожного узла и Южного обхода.


Напомним, что мероприятия по реконструкции сортировочной станции Дёма вошли в «Программу развития сортировочных станций ОАО «РЖД» на период 2016 - 2025 гг.». Данная программа разработана специалистами ОАО «НИИАС» и в конце прошлого года утверждена первым вице-президентом компании В.Н. Морозовым. Согласно данной программе, с 2016 года планируется переустройство станции Дёма в одностороннюю сортировочную станцию с последовательным расположением парков.


В настоящее время на Куйбышевской активизирована работа по значительной доработке существующего проекта и подготовке его технико-экономического обоснования. По словам главного инженера Куйбышевской железной дороги Анатолия Соколова, необходимо доказать технологическую состоятельность проекта и тщательно проработать экономическую часть.


Для всестороннего изучения и поиска оптимальных решений предстоит предусмотреть, как будет функционировать узел непосредственно во время реконструкции, как изменения на станции Дёма отразятся на продвижение вагонопотоков на соседние с Куйбышевской дороги. Также необходимо проанализировать эффект от значительных финансовых вложений, который в дальнейшем должен найти отражение в конкретных результатах –  уменьшении эксплуатационых расходов, экономии материально-технических и трудовых ресурсов.


Необходимость реконструкции инфраструктуры Дёмского железнодорожного узла назрела давно. Практически полностью исчерпанные пропускные способности узла становятся для Куйбышевской железной дороги своеобразным «тормозом». По итогам работы за 2014 год на станции Дёма не выполняется ни один показатель простоя. Так, простой транзитного вагона с переработкой при норме 11,73 часа составляет 17,06 часа, простой транзитного вагона без переработки при норме 2,38 часа – 3,74 часа. 


Основным ограничивающим фактором является тип принципиальной схемы станции, а многочисленные «узкие» места в работе узла становятся причиной значительных потерь – свыше 167 тыс. вагоно-часа в среднем в сутки.


Чтобы исключить барьерные места в существующей технологии, предлагается выполнить ряд мероприятий по реконструкции станции. Реализовать проект планируется в несколько этапов с реконструкцией сортировочных путей,  удлинением путей, усовершенствованием работы сортировочной системы. В результате должна значительно увеличиться пропускная способность станции, в частности, по приёму поездов в расформирование – 174 поезда в отличие от существующих 111 поездов, по отправлению поездов своего формирования – 211 поездов  вместо 135. Помимо этого, должны увеличиться результативная перерабатывающая способность сортировочных горок и технически допустимое число назначений.


С учётом планируемого развития тяжеловесного движения по маршруту Кузбасс – Юг предлагается предусмотреть максимальную передачу транзитного грузового  потока без переработки через Южный  обход города Уфы. Как констатируют в Куйбышевской дирекции управления движением, в среднем загруженность этого направления с учётом пассажирского движения составляет 100%, а с июня по август здесь фиксируются максимальные размеры – 112-117%. В этот период есть сложности с вывозом готовых поездов и подводом порожних цистерн под налив в Бензино-Черниковский узел.


В процессе развития инфраструктуры предстоит учесть и такой немаловажный фактор как планы крупных грузоотправителей. В частности, АНК «Башнефть» прогнозирует рост погрузки в Бензино-Черниковском узле до 60 тыс. тонн в сутки, что может критически отразиться на работе узла и полностью исчерпает  пропускные способности главного хода и Южного обхода.


В связи с этим просчитывается возможность в среднесрочной перспективе ликвидировать здесь барьерные места за счёт строительства двухпутных вставок. Реализация данной задачи позволит обеспечить перераспределение пропуска транзитного вагонопотока через Южный парк станции Дёма, исключив его обработку в чётной и нечётной сортировочных системах станции.


Предполагается, что это позволит нормализовать грузовую работу Бензино-Черниковского узла, обеспечить своевременный подвод порожних вагонов на предприятия и вывоз готовой продукции. Кроме этого, планируется, что реализация данных мероприятий позволит стабилизировать работу стыкового пункта Кропачёво.


Чтобы претендовать на инвестиции для этого проекта, Куйбышевской предстоит на уровне компании обосновать правильность выбранного плана, подкрепив его расчётами и мощной доказательной базой. По словам Анатолия Соколова, это особенно важно в современных условиях, когда экономическая составляющая и управление издержками выходят на первый план.


Подразделениям Куйбышевской дирекции инфраструктуры предстоит объединиться для подготовки расчёта комплексного эффекта от перспектив реконструкции узла с учётом экономической составляющей. В обосновании должен учитываться весь жизненный цикл – от стадии проектирования до внедрения, а также возможность использования новых технических средств и технологий, которые будут отвечать современным требованиям в части энергоэффективности и снижения трудовых затрат на будущее содержание.


В течение ближайших недель планируется консолидировать расчёты причастных хозяйств, чтобы определить комплексный эффект и составить подробную технико-экономическую часть проекта.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28