13 апреля 2021 13:12

13 апреля 2021 13:12

фото: Сергей Зоничев

Диктатура «т.у.т.»

На Куйбышевской дороге сконцентрируются на рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов

Переходить к более жёсткому режиму экономии и эффективному выполнению программы ресурсосбережения хозяйства заставляют экономическая нестабильность и дефицит средств.
Комплекс мер, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и повышение энергоэффективности, обсуждался в рамках технико-технологического совета.
Как отметил главный инженер Куйбышевской железной дороги Анатолий Соколов, именно сейчас предстоит сосредоточиться на рациональном использовании ТЭР. При этом эффект может быть достигнут не только за счёт уже разработанных на предприятиях мероприятий, но и возможностей, которые открывает внедрение системы бережливого производства. Взаимосвязь, по мнению Анатолия Соколова, очевидна: через эти проекты можно улучшить работу по графику и применение различных технологий, что, в свою очередь, даст необходимую в этих непростых условиях экономию ТЭР.


По программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности в прошлом году было запланировано и выполнено 59 мероприятий, а экономия основных ТЭР составила более 17,7 тыс. т.у.т. на сумму свыше 180 млн руб. В этом году дороге необходимо сэкономить по всем инвестиционным и программам энергосбережения свыше 24,1 тыс. т.у.т. И это ключевая задача для всех предприятий полигона Куйбышевской железной дороги.


Кроме этого, предстоит проводить мероприятия по снижению потерь и выявлению несанкционированного подключения и потребления электроэнергии. В прошлом году Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению проведено большое количество проверок по выявлению фактов бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии. Как оказалось, в числе таких недобросовестных потребителей не только сторонние компании, но и железнодорожные предприятия.


Среди основных мероприятий, направленных на достижение необходимой экономии: установка приборов учёта, внедрение светодиодного освещения, использование электрооборудования класса «А», замена ламп накаливания на люминесцентные, оптимизация работы режимов систем освещения, отопления зданий, работы автотранспорта и технологического оборудования.


Особое внимание уделяется автоматизированным системам учёта, которые уже доказали свою эффективность, в частности, для контроля за расходом дизельного топлива. Так, в Куйбышевской дирекции тяги эксплуатируется 152 единицы АПК «Борт». Как констатировал главный инженер Куйбышевской дирекции тяги Андрей Капитула, в прошлом году благодаря АПК «Борт» было сэкономлено 332 тонны дизельного топлива на сумму более чем 9 млн руб.


В этом году по Куйбышевской дирекции тяги по программе внедрения ресурсосберегающих технологий запланирована модернизация универсальной системы автоведения грузового электровоза с добавлением функции системы информирования машиниста – 20 единиц – по эксплуатационному локомотивному депо Уфа, а также системы электронного управления подачей топлива – 11 единиц – по эксплуатационному локомотивному депо Самара.


Несмотря на техническое оснащение локомотивов, во многом результативность в вопросах экономии ТЭР зависит от локомотивных бригад, которые в случае достижения эффекта могут рассчитывать на материальное поощрение.


Однако пока машинистов, работающих в режиме «перерасхода» как дизельного топлива, так и электроэнергии,– большинство. В связи с этим в Куйбышевской дирекции тяги намерены назначить и провести дополнительные технические занятия и школы передового опыта с членами локомотивных бригад на тренажёрах в техкабинетах. Кроме этого, планируются еженедельные целевые поездки с машинистами, имеющими наибольший перерасход и наименьший возврат электроэнергии в режиме рекуперации.


В Куйбышевской дирекции зданий и сооружений ориентированы на установку светодиодных систем освещения, замену ламп накаливания на люминесцентные, утепление зданий и сооружений и замену стеклопакетов. Кроме этого, в Дирекции внедряются различные системы мониторинга, в частности, в прошлом году на семи автомобилях была установлена система, позволяющая посредством ГЛОНАСС контролировать местоположение транспорта.


В прошлом году Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению сэкономила ТЭР на сумму более 19 млн руб. Этому способствовала успешная реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности систем отопления тепловых сетей за счёт замены устаревшей теплоизоляции теплотрасс на современную полиуретановую.


Помимо уже ставшими традиционными в сфере энергосбережения оптимизации работы автотранспорта и замены ламп накаливания на энергосберегающие, а электродвигателей на энергоэффективные, проводилась модернизация и замена технологического оборудования для перевода на электроотопление угольных котельных на станциях Болычево и Танеевка, а в Стерлитамаке была введена в эксплуатацию блок-модульная котельная, где новая отопительная технология позволяет существенно сокращать количество вредных выбросов в атмосферу и повышать экономию топливных ресурсов.


В текущем году ставятся более масштабные задачи – сэкономить более чем 5 тыс. т.у.т., выполнить которые, по мнению главного инженера Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению Михила Щукина, поможет разработанный план мероприятий, сконцентрировав внимание на повышении эффективности систем отопления и тепловых сетей, модернизации существующего котельного оборудования, а также введение в эксплуатацию нового. В планах – капитальный ремонт котельной на станции Ульяновск-Центральный, замена котлов и установка насосов, оптимизация режимов работы систем отопления в производственных помещениях и многое другое.


Многим хозяйствам ещё предстоит доработать и значительно дополнить первоначальный план мероприятий, чтобы добиться максимальной эффективности. С учётом значительного сокращения финансирования, основную долю в программах железнодорожных предприятий могут составить мероприятия организационно-технического характера, то есть не требующие серьёзных финансовых затрат. Тем более, что резервов для экономии ТЭР на полигоне железной дороги достаточно, и сэкономить их можно и без внедрения дорогостоящих технических средств.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30