15 апреля 2021 13:10

15 апреля 2021 13:10

фото: Николай Ембулаев

Время новых инициатив

Пригородным компаниям предстоит повысить конкурентоспособность на рынке пассажирских перевозок

Пригородные пассажирские компании, работающие на полигоне Куйбышевской железной дороги, разработают план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов, а также повышению уровня клиентоориентированности.
Такие задачи были поставлены перед пригородными перевозчиками на итоговом заседании Региональной оперативной комиссии (РОК). Планируется, что подробные программы ППК подготовят уже к середине января 2015 года.


Необходимость пересмотра отдельных направлений деятельности продиктована крайне непростой ситуацией, сложившейся для пригородных компаний в прошедшем году. Так, чтобы оптимизировать расходы, ОАО «Самарская ППК» провела корректировку составности поездов по дням недели, а также отменила из обращения несколько электропоездов. При этом, как подчеркнул и.о. генерального директора ОАО «Самарская ППК» Олег Петрихин, отмена затронула, прежде всего, поезда, населённость которых составляла менее 50%.


Однако в наступившем году рост тарифов на услуги инфраструктуры и сохранение субсидий на уровне прошлого года могут подтолкнуть компанию к существенному сокращению размеров движения по регулируемому тарифу и отказу от коммерческих поездов. В итоге, финансовый результат может оказаться отрицательным, и это даже при том, что достигнуто соглашение с Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о повышении с 1 марта 2015 года тарифа на 20%.


Отменить часть поездов, сократить маршруты следования и периодичность курсирования были вынуждены и на полигоне обслуживания ОАО «Башкортостанская ППК». Уменьшилось количество отправленных пассажиров и снизился пассажирооборот, что было обусловлено, в первую очередь, снижением размеров движения под финансовое обеспечение субъектов РФ. Вместе с тем Башкортостанская ППК увеличила среднюю дальность поездки, населённость и сумму сборов на одного отправленного пассажира.


Прогнозы на текущий год заставляют компании прорабатывать новые подходы для повышения конкурентоспособности и укрепления позиций на рынке перевозок, где право выбора остаётся за пассажиром. Куйбышевская магистраль содействует реализации инициатив ППК. К примеру, один из поездов Самарской ППК для пропуска пассажирских простаивал в Обшаровке 27 минут, но при содействии дороги проблема была решена.


В этом году Башкортостанская ППК планирует внедрение единого городского тарифа на участке Дёма – Шакша. Однако, по словам генерального директора ОАО «Башкортостанская ППК» Игоря Поляева, для пригородников барьерным местом стала станция Уфа. Как пояснил он, поезда, следующие из Дёмы в сторону города, по Уфе стоят порядка 20 минут. В текущем году предстоит решить эту проблему, чтобы пассажиры могли из западных районов Уфы быстро переезжать в районы Шакшы и Черниковки.


Весьма успешной в ППК считают идею привлечения пассажиров посредством организации интермодальных перевозок на период проведения «окон». Стоит отметить, что только в прошлом году данной услугой воспользовались 15,4 тыс. человек. В текущем году компания намерена продолжить эту работу.


Начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин уверен, что для развития интермодальных перевозок нельзя ограничиваться исключительно временем проведения «окон», а брать инициативу в свои руки и совершенствовать это направление и в другие периоды, чтобы заинтересовать пассажиров.


Определённые шаги для восполнения потерь пригородный перевозчик намерен сделать уже в ближайшее время. Так, благодаря достигнутым договорённостям с Челябинской областью ОАО «Башкортостанская ППК» будет восстанавливать пригородное железнодорожное сообщение до станции Аша. В связи с этим в компании рассчитывают привлекать на участке Улу-Теляк – Аша порядка 400 человек ежесуточно. Также в планах пригородной компании организация туристических поездов, в частности, уже полюбившаяся «Снежинка», которой планируется перевезти от 400 до 600 человек.


Среди задач этого года для ППК – борьба с безбилетным проездом. Как констатируют в пригородных компаниях, несмотря на перронный контроль, регулярно организуемые «заслоны» и внезапные проверки, изжить до конца это явление пока не удаётся. Тем не менее, определённый прогресс есть. По словам Олега Петрихина, после сокращения составности контроль за вагоном усилен – по два разъездных билетных кассира на каждый вагон. Также ежесуточно группа технологического контроля проверяет порядка 40 - 50 поездов. Понимая, что чем меньше заниматься проблемой безбилетного проезда, тем выше риски столкнуться с её ростом, Самарская ППК организуют «заслоны» на наиболее проблемных станциях и остановочных пунктах. Широко применяют пригородные компании и совместные проверки. Такой подход позволяет удерживать количество безбилетников на уровне 2-3%.


В 2015 году в планах обеих пригородных компаний – продолжение судебно-арбитражной работы в субъектах РФ. Впервые в 2014 году отстаивать свои права через суд начала ОАО «Башкортостанская ППК», которая только за 2011 год предъявила исков на сумму порядка 264 млн руб. По словам генерального директора ОАО «Башкортостанская ППК» Игоря Поляева, удалось заключить два мировых соглашения с Республикой Мордовия и Тамбовской областью. Данные субъекты РФ  также заключили соглашение о рассрочке задолженности 2011-2013 годов.


Подано исков в семь субъектов РФ, и работа продолжается. Однако, по словам Игоря Поляева, говорить о положительных результатах пока рано, поскольку первые судебные слушания состоялись только минувшим летом. Тем не менее, опыт других пригородных компаний показывает, что такая тактика приносит реальный эффект и вынуждает регионы погасить задолженности.


В этом году ОАО «Самарская ППК» намерена закрепить успех, с которым удавалось доказывать свою правоту через суды различных инстанций в предыдущие периоды. Напомним, в 2013 году Самарской ППК были поданы исковые заявления на взыскание убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки, к шести регионам на общую сумму 168 млн руб. По словам Олега Петрихина, на сегодняшний день Оренбургская, Рязанская и Тамбовская области, а также Республика Мордовия погасили свои задолженности.


По Пензенской области решение суда первой инстанции было оставлено без изменений, выставлен исполнительный лист на взыскание задолженности, однако регион подал кассационную жалобу. Для данного региона сумма исковых требований превышает 55,7 млн руб. Что касается Ульяновской области, то здесь производство по делу приостановлено в связи с проведением судебно-бухгалтерской экспертизы. Сумма основных требований к региону – свыше 63 млн руб.

Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30