19 апреля 2021 03:55

19 апреля 2021 03:55

Точки роста

Самарский филиал АО «ФГК» делает ставку на клиентоориентированность

Андрей Нектов, директор Самарского филиала АО «ФГК»
Высокий уровень конкуренции на рынке перевозок заставляет всех операторов подвижного состава, даже крупных, совершенствовать политику взаимодействия с клиентами. Операторы стремятся к повышению эффективности, расширяют сотрудничество с развивающимися отраслями и сегментами бизнеса, улучшая качество своих услуг. Ценовая политика, выбранная Самарским филиалом АО «ФГК» в 2014 году,  позволила оператору значительно увеличить количество отправок. Проанализировав экономическую ситуацию в регионах своего присутствия, специалисты Самарского филиала АО «ФГК» определили точки потенциального роста, способные содействовать укреплению позиций компании, и начали выстраивать действенную стратегию на 2015 год.
– На рынке перевозок деятельность всех его участников взаимосвязана. Андрей Владимирович, насколько активны были грузоотправители в этом году, и какие перспективы это открыло для Самарского филиала АО «ФГК»?


– В этом году Самарский филиал взял курс на укрепление позиций на рынке железнодорожных перевозок и с поставленной задачей справился. Для наших клиентов в 2014 году ценовые условия за предоставление подвижного состава были либо сохранены на уровне 2013 года, либо снижены. Это стимулировало ряд предприятий к увеличению объёма перевозок и расширению географии сбыта. Самарским филиалом за 10 месяцев 2014 года перевезено 2 млн тонн грузов. В пересчёте на количество перевозок это составляет более 37 тыс. отправок. Лидируют перевозки нефтепродуктов – 13 тыс. отправок; 11 тыс. отправок – строительные грузы; 2 тыс. – чёрные металлы, 1 тыс. – удобрения. Успешно дополняют этот список отправки оборудования, промышленных товаров и продуктов питания.


Доля Самарского филиала АО «ФГК» в общем объёме погрузки универсального подвижного состава на Куйбышевской железной дороге с начала 2014 года составила свыше 15%. Экономический фон в этом году был не вполне благополучным. Однако мы работаем над тем, чтобы находить новые точки роста. В частности, республики Татарстан и Башкортостан – по-прежнему инвестиционно привлекательные регионы страны. Здесь реализуется ряд крупнейших проектов в строительной сфере, в пищевой промышленности, в отраслях ВПК.


Ответственные операторы всегда будут востребованы. Мы анализируем активность как действующих, так и потенциальных клиентов, и стремимся к тому, чтобы соответствовать требованиям заказчиков. Среди крупных заказчиков – ХК «Башбетон», ООО «Миньярский карьер», ОАО «Салаватстекло», АО «КуйбышевАзот», ООО «Менделеевсказот» и многие другие предприятия. Партнёры ценят наше главное преимущество – стабильность перевозок. Сейчас АО «ФГК» располагает одним из крупнейших вагонных парков в стране, насчитывающем 165 тыс. единиц. Компания в состоянии предоставить вагоны на любую станцию региона в максимально короткие сроки, что, зачастую, не могут обеспечить другие перевозчики.


– Такой значительный объём парка так или иначе, но потребует обновления. В настоящее время насколько интенсивно происходит этот процесс?


– Отмечу, что одной из основных целей создания АО «ФГК» является обновление парка подвижного состава, поэтому в 2011 - 2014 годах компанией велась активная закупка полувагонов, крытых вагонов, цистерн, универсальных платформ: было приобретено около 20 тыс. единиц подвижного состава. 


Уже в первом полугодии 2014 года в рамках реализации инвестиционной программы АО «ФГК» приобрело на конкурсной основе 1700 крытых вагонов. Победителем открытого конкурса на поставку подвижного состава стало ОАО «Алтайвагон». Сумма контракта на приобретение вагонов составила 4,6 млрд руб. ОАО «Алтайвагон» выполнило свои обязательства точно в срок. Все поставленные вагоны обладают уникальными технико-коммерческими характеристиками, в том числе увеличенными объёмом кузова и площадью пола по сравнению с существующими на рынке аналогами.


Результатом работы по обновлению парка стало доведение доли парка моложе 10 лет до 23%. Для сравнения: средний возраст парка компании в 2010-2012 годах составлял 20,3 года, а в 2014 году – уже 19,6 года.


– Какие факторы пока мешают приходу на сеть инновационных вагонов?


– Надо сказать, что хотя мы и нацелены на инновации, они должны быть экономически оправданы. Инновационные вагоны, предлагаемые в настоящее время производителями, будут востребованы операторами только при достижении баланса ценовой политики производителя и их экономической эффективности для оператора и грузоотправителя. В текущих экономических условиях, когда на рынке наблюдается значительный профицит вагонов, покупка данного вида подвижного состава при существующих ценах, к сожалению, не обеспечивает возврат инвестиций и, следовательно, не привлекательна для оператора.


– Если остановиться подробнее на клиентоориентированных подходах, то какие новые виды услуг и транспортные продукты предлагает Самарский филиал АО «ФГК» своим клиентам?


– Очень популярной и востребованной у наших клиентов стала услуга предоставления полувагонов и крытых вагонов посредством публичной оферты. Напомню в чём её суть. Грузоотправители любого региона России могут заказать вагоны через Интернет. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте АО «ФГК» www.railfgk.ru, оплатить счёт и получить вагон на заявленной станции.


Принципиально важно, что клиент самостоятельно может рассчитать стоимость тарифа, а подача заявки займёт у него всего несколько минут. По условиям оферты вагон будет предоставлен в течение 10 дней с момента оплаты счёта за услуги. Грузоотправитель может получить до 50 вагонов по одной заявке, при этом компания предоставляет вагоны под реальные финансовые гарантии после упрощённой процедуры согласования заказа. Оферта удобна и компании, и грузоотправителям, поскольку позволяет в сжатые сроки заключить договор и осуществить перевозку.


– В связи с нестабильностью в экономике компании разрабатывают несколько вариантов развития событий – от пессимистического до оптимистического. С каким сценарием будет связан для ФГК предстоящий год?


– Главная задача на 2015 год для нашего филиала – продолжить развиваться такими же активными темпами, как и в 2014 году. Очевидно, что экономическая ситуация этому пока не способствует. Однако на полигоне Куйбышевской железной дороги есть немало перспективных «точек роста» – это и дальнейшее развитие особой экономической зоны «Алабуга», и Чемпионат мира по футболу 2018 года, который даст новый импульс строительной отрасли региона. Уверен, в ближайшие годы нам предстоит реализовать много интересных, с точки зрения бизнеса, задач.

Конец прошлого и начало текущего года были для операторов  нелёгкими с точки зрения доходности бизнеса. Снижение ставок предоставления вагонов происходило на фоне усилившейся конкуренции и некоторой нестабильности в экономике. Между тем необходимо отметить, что наиболее сложный период с точки зрения ценовых войн операторами пройден, и предстоящее полугодие 2015 года пройдет под знаком постепенного восстановления величины ставок до их экономически обоснованного уровня. Менеджмент Самарского филиала на следующий год поставил цель увеличить долю погрузки до 20% в общем объёме погрузки на Куйбышевской железной дороге. И для нас эта цель вполне достижима.


– Наше интервью выходит накануне Нового года. Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам компании, железнодорожникам, коллегам и партнёрам в наступающем 2015 году.


– В первую очередь желаю всем здоровья и финансового благополучия. Пусть в нашей стране царят мир и спокойствие, а в домах – уют и счастье. Желаю всем оптимизма и веры в собственные силы. С наступающим вас Новым годом и Рождеством!

Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30