21 апреля 2021 14:07

21 апреля 2021 14:07

фото: Архив ЭЧ Дёма

Движущая сила электричества

Дёмские энергетики празднуют 60-летие со дня образования предприятия

Первый поезд с электровозом проследовал по электрифицированному участку Дёма – Кропачёво Уфимской железной дороги 22 декабря 1954 года.
С этой даты начинается история перехода железных дорог Республики Башкортостан на электрическую тягу. 


Дёмской дистанции электроснабжения выпала честь быть тем полигоном, на котором испытывалось оборудование, нарабатывался и передавался опыт, обучались кадры.


Почётный железнодорожник, Почётный ветеран Куйбышевской железной дороги, Заслуженный энергетик Республики Башкортостан Леонид Антонов устроился на работу в дистанцию учеником электромеханика на следующий год после знаменательного события. Становление и укрепление предприятия проходило на его глазах. 


«За шестьдесят лет своей истории  коллектив дистанции проделал большую работу по усилению, модернизации и техническому перевооружению устройств энергоснабжения, – говорит он. – Введены в эксплуатацию десять тяговых подстанций, 14 постов секционирования, 24 ППС, 328 трансформаторных подстанций различной мощности, построено 485 км линий (6-10 кВ) резервного энергоснабжения устройств СЦБ и связи».


Теперь это суперсовременное предприятие, которое обслуживает устройства контактной сети, тяговые и трансформаторные подстанции, обеспечивает электроснабжение устройств инфраструктуры на территории Башкирского региона. Немалый вклад в доброе дело внёс и сам Леонид Антонов, который вместе с предприятием учился и трудился, совершенствовал профессиональные навыки, проходил по восходящей линии ступени профессиональной карьеры, руководил Дёмской дистанцией энергоснабжения. До 2001 года занимал должность начальника отдела электрификации Башкирского отделения дороги.


«Значительному росту производственных мощностей способствовало строительство и пуск в эксплуатацию новых электрифицированных участков, –  вспоминает ветеран. – Это Дёма – Карламан, третий и четвёртый пути,  Дёма – Юматово, Южный обход города Уфы. Дёмская дистанция принимала самое деятельное участие как в их строительстве, так и в пусконаладочных работах».


Уходили в прошлое ртутные выпрямители на тяговых подстанциях, их заменили мощные полупроводниковые. Изменялась и контактная сеть, где полностью была усилена изоляция подвески, внедрена серия усовершенствованных узлов. В распоряжение работников района контактной сети представлены быстроходные, мощные дрезины типа АГВ и АДМ.


В дистанции многое делалось и делается по внедрению новой техники и прогрессивной технологии. «Так, в 1981 году задействованы и работают устройства ТУ-ТС на участках Дёма – Кропачёво и обход Уфимского узла, – перечисляет Леонид Антонов. – Можно назвать и такие ценные новшества, как автоматизированный способ разработки котлованов под опоры контактной цепи, метод сварки проводов с использованием энергии взрыва, термосварки с помощью аргона. Все это внедрялось в 80-90 годы».


Далее почти все хозяйства МПС были включены в ОАО «РЖД» и уже в 2004 году на энергодиспетчерских кругах Дёма – Кропачёво и Южного обхода стали применяться АРМы энергодиспетчера на базе системы телемеханики МСТ-95. АРМ позволила энергодиспетчерам отказаться от пульта управления. Все переключения стали осуществляться с помощью компьютерных команд. Расширились возможности энергодиспетчеров по контролю за режимами энергоснабжения участков, а значит повысилась безопасность, улучшилось выполнение графика движения поездов.


Коллектив энергетиков помнит и чтит имена руководителей дистанции разных лет: Шамуила Неменмана, Петра Михайличенко, Леонида Антонова, Михаила Козлова, Сергея Баженова, Валерия Козицина, Григория Мирошника, Юрия Егошева, Николая Базавова, Фрунзе Бакирова. Они всегда опирались в своих действиях на самоотверженный труд людей, заложивших главные трудовые традиции, которые сегодня продолжает молодёжь. Имён много, назовём лишь лучших из лучших. К ним относятся: начальники подстаний РФ заслуженный энергетик РФ Александр Шелегов и заслуженный энергетик РБ Салават Резбаев, начальники ЭЧК – заслуженный энергетик РФ Батыр Шарипов и заслуженный энергетик РБ Александр Кузюрин, старший электромеханик, заслуженный энергетик РБ Талгат Загидуллин, старший энергодиспетчер, заслуженный работник Куйбышевской железной дороги Александр Стельмах.


Из рядов дёмских энергетиков выдвинулось немало воспитанников, которые стали работать на руководящих должностях в других хозяйствах электроснабжения. Среди них начальник Чишминской дистанции электроснабжения Павел Гончар,  начальник тяговой подстанции Чишмы Степан Донец, старший энергодиспетчер Пензенского отделения дороги Аполлон Тигиев.


Сегодня коллективом Дёмской дистанции электроснабжения руководит Олег Аникин, а главным инженером здесь трудится воспитанник дистанции Александр Пелевин. Как и прежде, энергетики обеспечивают надёжную работу устройств электроснабжения, следование тяжеловесных поездов на высоких скоростях по «зеленой улице». При этом ими взяты на вооружение технологии бережливого производства. К примеру, в 2014 году при расчёте экономического эффекта за счёт сокращения потерь времени на обслуживание устройств контактной сети на участке ЭЧК Черниковка, а также экономии расходов по укладке кабеля связи от ПС ЭЧК до ПС Депо на станциях Дёма и Уфа согласно рассчитанной локальной смете, будет сэкономлено более одного миллиона рублей. Благодаря таким проектам по итогам года Управление электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры заняло первое место в сетевом конкурсе бережливых.

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30