13 апреля 2021 13:15

13 апреля 2021 13:15

фото: Виталий Савпожников

Под звуки колокола

Спустя сто лет на вокзале Самара готовятся возродить забытую традицию

На первом пути железнодорожного вокзала  установили антикварный колокол, под звон которого, как предполагается, из Самары будут отправляться в путь фирменные поезда.
Этот бронзовый станционный колокол 24 октября на праздновании 140-летнего юбилея Куйбышевской железной дороги преподнесли самарский  меценат и коллекционер Дмитрий Хмелёв и депутат Госдумы Александр Хинштейн.


Колокол выполнен из бронзы, его высота 35 см, вес около 40 кг. На нём значится надпись: «Самаро-Уфимская железная дорога». Колокол в хорошем состоянии, с сохранившимся языком. 


«Лет восемь назад его отыскали путейцы в районе Кинеля. Свою находку они сдали в комиссионный магазин, в котором я его и приобрёл, - рассказывает Дмитрий Хмелёв. – Я сразу понял, насколько уникален этот предмет. На Самаро-Уфимской дороге, просуществовавшей  всего два года, было 25 станций. По размерам, манере исполнения колокола, можно с большой долей уверенности предположить, что этот колокол – как раз со станции Самара. Мне очень приятно, что я причастен к тому, что станционный колокол 1888 года вернулся на вокзал и снова зазвучит своим громким «голосом».


Сигналы  для отправления поезда были введены одновременно с открытием железных дорог. Станционными колоколами служащие пользовались в полном соответствии со служебным приказом, в котором давалось  объяснение каждому удару.  Один удар означал предупреждение – отъезжающие и провожающие должны  приготовиться; два удара – пассажирам необходимо занять свои места в вагонах; три удара – отправление состава. 


Звоном того же колокола, но без счёта ударов, служащие извещались о выходе поезда с соседней станции. 


В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола играли роль набата. 


Звон колоколов на вокзалах раздавался  не один десяток лет. Начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин напомнил, что традиция звонить в колокол перед отходом поезда прервалась в 1914 году.


«Знаменательно, что мы возрождаем её в Самаре спустя сто лет, - отметил Сергей Валентинович. – Этот колокол будет для нас определённым символом и подарком не только для станции Самара, но и для всей Куйбышевской железной дороги».


Колокол разместили на перроне первого пути вокзала.


«Мы очень надеемся, что уходящие под его звон поезда  будут доходить до места назначения в срок, а пассажиры будут покидать город с желанием как можно скорее вернуться в Самару», - отметил в своём выступлении Александр Хинштейн.


Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30