21 апреля 2021 17:19

21 апреля 2021 17:19

фото: Владимир Акшаев

Время – деньги

Сэкономленные минуты складываются в сотни тысяч рублей

В режиме видеоконференции под руководством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича состоялось совещание главных инженеров дорог и региональных дирекций по вопросу применения технологий бережливого производства в межфункциональных проектах.
Открывая тему, Валентин Гапанович подчеркнул, что инспекции компании показывают – в реализации очень важного проекта допускаются случаи формализма и очковтирательства. «Это не просто проект, это смена идеологии, это культура производства и приказами в одночасье ничего нельзя решить, – сказал он. – Можно приказать машинисту выполнять требования по снижению скорости за 400 м до запрещающего сигнала по показаниям не более 20 км в час и это будет исполнено». По словам Валентина Гапановича, в производственной системе, над которой работает компания, концептуально другие механизмы запускаются. 


В первую очередь – это воспитание в людях ответственности по отношению к производству как элементу культуры. В нашей производственной системе она формируется очень сложно. Есть многочисленные факты гонки за цифрами, за количеством предприятий, подразделений, которые участвуют в проекте бережливости. Валентин Гапанович назвал такие явления глубочайшим заблуждением. 


В силу своих масштабов, географии,  10 поясовых часов и тысяч километров линейных предприятий, проблема становится повсеместной. Главное здесь – это стараться работать по той идеологии и политике, которые вырабатывает компания, имея ввиду бережливое производство. В нём не должно быть показухи и формализма. 


«Не выработаны механизмы мотивации. Потому что в разных дирекциях они по разному реализуются, – выделил проблему Валентин Гапанович. – Это недоработка центрального аппарата. Но, на мой взгляд, он на стратегическом направлении сработал достаточно эффективно. А вот дальше  – на железных дорогах, в региональных дирекциях, на линейных предприятиях начинаются большие вопросы». 


Старший вице-президент в ранге главного инженера холдинга предупредил всех начальников служб технической политики, что на предстоящей для них аттестации одним из главных вопросов будет освещение  роли и представление системы координации технической политики с региональными дирекциями в реализации проекта «Бережливое производство». 


«Лично буду участвовать при аттестации начальников служб, где постараюсь получить  объективную оценку их деятельности на протяжении двух лет. Буду смотреть, как они выполняли свои функции по тем направлениям, которые им  были заданы», – сказал Валентин Гапанович.


На видеоконференции были представлены межфункциональные проекты многих железных дорог. Главный инженер Северо-Кавказской дирекции тяги Владимир Мыльников рассказал о проекте локомотивного депо Сальск по станции Тихорецк «Выполнение норматива накладного времени от явки до контрольного поста за счёт электрификации тракционного пути локомотивного депо станции Тихорецк».


В депо заходят различные серии локомотивов – грузовые и пассажирские, двухсекционного и трёхсекционного исполнения. Но не все пути электрифицированы. Отсюда потери в передвижении локомотивов составляли до 9,5 минуты. Из них две минуты – полезная работа. Остальное уходило в потери накладного времени. «Теперь экономия составляет семь с половиной минут, потеря времени ноль, – пояснил Владидмир Мыльников. – В результате маневровой работы на пути эффективность оборота вагонов составила 130 тыс. руб., а экономическая эффективность от сокращения накладного времени локомотивной бригады вылилась в 250 тыс. руб. Таким проект за год экономит около 400 тыс. руб.


«Мелочь, а приятно», – резюмировал Валентин Гапанович и переспросил: долгим ли был процесс от предложения до реализации электрификации путей. Ответ в четыре месяца его явно не удовлетворил. «Подобного рода проекты надо утверждать через наш экспертный совет, чтобы убрать всяческие бюрократические проволочки, – заметил он. – Ведь порой на местах требуются минимальные затраты, а проект может утверждаться годами. Причём затраты составляют копейки, а выигрыш сулит быть приличным. «Семь с половиной минут – это подготовительно-заключительное время. Умножайте его на заработную плату машиниста и помощника за год, – посоветовал Валентин Гапанович. – Вот в чём эффект. Это реальное бережливое производство, когда мы снижаем издержки и затраты. Семь минут, о которых вы сказали, это ещё и электроэнергия.  Копейки вроде бы для одного электровоза, а для ста электровозов – это рубли, а если умножить на год – это сотни миллионов рублей».


Логика проста издревле. Копейка всегда рубль бережёт. Именно так поступили в эксплуатационном локомотивном депо Октябрьск, за которым закреплено семь маневровых локомотивов. Раз в пять суток они должны проходить экипировку и осмотр в объёме ТО2 на ПТО в Сызрани. Среднее время на перегонку туда и обратно составляло шесть часов на каждый локомотив. «На это время локомотив из работы просто выпадал, – говорит начальник техбюро депо Владимир Щибрик. – Причём он находился в пути и тратил топливо на перегоне. Мы начали делать ТО2 в Октябрьске, повышая производительность маневровой работы на станции и при этом экономя топливо, причём ПТО в Октябрьске электровозное. Но мы договорились с ремонтниками, совместно оборудовали канаву и подключили к работе слесарей-электровозников. Ведь ходовые у локомотивов  одинаковые, а в остальном они подучились и стали делать ТО2 тепловозов на ПТО. Таким образом, увеличены производительность и загрузка маневровых локомотивов  на 5%,  улучшена  маневровая работа на ст. Октябрьск, экономия дизельного топлива от ненадобности перегонки тепловозов на ПТОл Сызрань составила 1655640 руб. И эти цифры реальные.

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30