13 апреля 2021 17:33

13 апреля 2021 17:33

Специальный проект 'Под знаком качества'

Делись открыто, перенимай гордо

Философия LEAN-менеджмента заложена в фундамент производственной системы ОАО «КАМАЗ»

Рабочая группа Куйбышевской железной дороги, состоящая из руководства и сотрудников технологической службы, службы управления персоналом, отдела стратегического развития и корпоративного управления и службы корпоративных коммуникаций в рамках «Дня открытых дверей» посетила производственную площадку ОАО «КАМАЗ» и ознакомилась с внедрёнными и широко используемыми там принципами Бережливого производства.
Как известно, производственная система ОАО «КАМАЗ» (PSK) в настоящее время является одним из самых ярких полигонов, демонстрирующих возможности Lean-технологий. Сотрудники дороги, посетившие предприятие, рассказали о принципах Lean, которые планомерно и последовательно применяются в производстве и приводят к масштабным успехам.


Ведущий технолог технологической службы Андрей Белов отмечает, что внедрение технологий Lean позволило автостроительной компании с 2008 года увеличить производительность труда в четыре раза и снизить время производственного цикла с 540 до 240 сек. И, как считает руководство автоконцерна, нет предела совершенству, имея такой огромный потенциал в лице своих сотрудников для улучшений во всех сферах деятельности.


«Сотрудники КАМАЗа ежеминутно, рационально, с использованием процессных подходов к огромному потенциалу завода, применяют инструменты Lean -менеджмента, - рассказывает ведущий технолог Волго-Камской технологической группы Валерий Торутанов. – Нет ни одного места в корпорации, которого бы не коснулась PSK, основанная на принципах бережливости и безопасном производстве работ, на удовлетворении потребительского спроса. Именно PSK  позволяет осуществлять изменения к лучшему. Как говорят сотрудники предприятия про систему Lean относительно к идеям и мероприятиям, направленным на улучшение процесса: «Ребёнок должен быть свой, тогда его будешь любить и лелеять». 


Как подчеркнул первый заместитель начальника службы управления персоналом дороги   Владимир Ли, особое внимание в ОАО «КАМАЗ» уделяется обучению персонала. «Вовлечённость сотрудников – это самое важное условие для развития производственной системы. На сегодняшний день, начиная с 2006 года, обучено 100% персонала, постоянно проводится обучение вновь принятых работников, - отмечает он. – Лидеры воспитывают лидеров. Обучение на начальном этапе именно руководства, позволило командирам «подхватить» вирус Lean, а потом «заразить» им весь свой коллектив».


Применение на практике лучшего мирового опыта в области Бережливого производства, такого, как Toyota и Daimler, позволяет камским автостроителям осуществлять  улучшения по пяти основным направлениям SQDCM: безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура. «Основные направления в работе PSK основаны на принципах Lean-менеджмента: амбициозные цели, иди и смотри, Кайдзен, уважение к работнику, командная работа, - поясняет начальник отдела стратегического развития и корпоративного управления Елена Полетаева. – Определив для себя ценность всей производственной системы, свой основной процесс, руководство совместно с работниками смогли, применяя Lean-инструменты, минимизировать вспомогательные процессы, сократив в свою очередь ряд производственных потерь, таких, как перепроизводство, излишние запасы, транспортировка, время ожидания, излишняя обработка, перемещение и дефекты». 


Технолог  Башкирской  технологической группы Игорь Блинов, выделяет то, что в административных офисах на рабочих местах применена система 5S; активно используется доска «Андон» для контроля поручений и запросов; цикл Деминга (PDSA) в части планирования своей работы, её выполнения, анализа качества и улучшения рабочего процесса; карты текущего (ожидаемого) состояния потоков ценности, для устранения потерь в ходе подготовки и дальнейшей реализации рабочих документов предприятия (пример – карта текущего потока ценности «Подготовка методологического письма по сложным вопросам). Также применяется стандартизация при размещении сотрудников в офисных помещениях.


Весь производственный процесс автоконцерна прозрачен. Каждая операция имеет стандартную операционную карту и описана в «Журнале соответствия выполняемой операции», оснащена фотографией правильного выполнения операции.


«В производственных цехах используется картирование потоков создания ценности и система 5S для сокращения потерь вспомогательных операций; доска улучшений, для стимулирования работы сотрудников с отражением реальных сокращений потерь производства; Кайдзен-доска (лист идей) с описанием возникающих проблем и с указанием предложений по их устранению, с ответственными лицами и сроком внедрения предложения, - указывает ведущий экономист технологической службы Юлия Немова. – Таким образом, незначительных проблем в производстве ОАО «КАМАЗ» нет. К любому несоответствию утверждённого стандарта работы относятся серьёзно, с моментальным реагированием и устранением».


Ведущий инженер службы технической политики Алексей Лопатин впечатлён невероятной ответственностью работников. Каждый из них чувствует себя не просто винтиком, а механизмом в огромном производственном процессе с возможностью в любой момент лично остановить конвейер. «И здесь применяется принцип «Трёх Не»: Не принимай брак, Не делай брак, Не передавай брак», - поясняет он. 


Немалую роль в PSK играет логистика. Существует чёткая и отлаженная поставка материалов на рабочие места. Сведя к минимуму складские помещения, используя такие инструменты, как «Канбан» (электронные карточки для передачи заказа),  «Точно во время» и «Точно в заданной последовательности» PSK смогла избавиться от одного из самых опасных видов потерь – перепроизводства.  «Нельзя также не выделить инструменты качества продукции, используемые в производственной системе, которые включают в себя первую петлю качества, а именно самоконтроль, вторую петлю качества – ворота качества,третью петлю качества – проведение аудиторских проверок и четвёртую петлю качества – контроль готовой продукции «глазами Заказчика», - поделилась своими впечатлениями от поездки заместитель начальника отдела организации труда и заработной платы Евгения Кулькова.


«Анализируя производственную систему камазовцев, их девятилетний опыт внедрения Lean-менеджмента, задаёшься вопросом, почему же на нашей дороге при использовании тех же инструментов Бережливого производства не достигнуты такие высокие результаты, - комментирует начальник технологической службы Игорь Ларин. – Очевидно одно: пока идеология Бережливого производства, которая является фундаментом производственной системы, не будет доведена до каждого сотрудника дороги, осознана им, принята к внедрению и начнёт приносить ощутимые результаты в виде устранения потерь, ситуацию сложно изменить. Главная роль в этом процессе должна быть отведена, в первую очередь, нашим командирам, руководителям предприятий и региональных дирекций, которые своим примером использования инструментов Бережливого производства должны вести за собой весь свой рабочий коллектив, поддерживать и оценивать любую инициативу работника, оказывать помощь в разработке и внедрении Кайдзен-предложений. Лидерство руководителя – решающее условие успешных преобразований в духе Lean. Хотелось бы отметить, что каждому сотруднику необходимо оценить свой вклад в производственный процесс в целом, по возможности определить ценность своего процесса и работать над устранением потерь, то есть действий, не создающих ценности». 

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30