17 апреля 2021 02:08

17 апреля 2021 02:08

Шум и разноголосица

Необходим механизм взаимодействия властных структур и железнодорожников

На секции научно-технического совета холдинга «Охрана труда, промышленная, пожарная и экологическая безопасность» под руководством старшего вице-президента компании Валентина Гапановича рассмотрен вопрос шумового воздействия подвижного состава  и инфраструктуры ОАО «РЖД» на окружающую среду и население, намечены пути его снижения.

В последнее время наблюдается резкое увеличение обращений граждан на превышение уровней шума от объектов железной дороги и проходящего железнодорожного подвижного состава.


Проведённый анализ за последние два года и первое полугодие 2014 показывает значительное увеличение претензий надзорных органов по вопросу повышенного шумового воздействия подвижного состава и инфраструктуры железных дорог  на окружающую среду.


По словам заместителя начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ) Валерия Першина, в 2013 году по сравнению с 2012 годом  количество претензий к ОАО «РЖД» выросло в 1,7 раза, а за первое полугодие 2014 года их число практически стало равно годовому периоду 2012 года.


Основная часть претензий приходится на полигоны Московской и Октябрьской железных дорог. Как сообщил в своём докладе заместитель главного инженера Октябрьской Сергей Можин, в адрес дороги в этом году поступило 150 обращений жителей домов, находящихся рядом с линией. Мы в свою очередь обратились в Центр охраны окружающей среды (НЦОП), чтобы ознакомиться с положением дел на Куйбышевской. Здесь ситуация с претензиями по количеству на несколько порядков ниже. Всего за период с 2012 года по ноябрь 2014 года в адрес магистрали поступило 41 обращение с жалобами на шум от железнодорожного транспорта, из них 21 обращение (51%) – за 10 месяцев 2014 года. Но тенденции, как видим, в общем и целом по сети схожи. И причины шумовых эффектов одинаковы.


Заметим, в октябре Куйбышевской исполнилось 140 лет, на протяжении которых вблизи с железнодорожными путями воздвигались жилые дома. Строительство осуществлялось без соблюдения строительных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, без согласования с железной дорогой. Жильё располагали буквально в 15-20 метрах от крайнего рельса. Впрочем, ещё большая история у Московской и Октябрьской дорог. И она продолжается. Получается, что строят одни, а отвечать приходится другим.


Между тем, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечёт наложение административного штрафа.  «Казалось бы, штрафы невысокие, – рассказывает заместитель начальника отдела судебно-арбитражной работы юридической службы Приволжской железной дороги Ольга Гусева. – Вместе с тем, государственные органы, оштрафовав ОАО «РЖД» один раз за превышение шума в квартирах граждан или на селитебной территории, в дальнейшем, посчитав вину ОАО «РЖД» в превышении шума установленной, могут инициировать через суд приостановление деятельности на срок до 90 суток, либо предъявить иски о переселении граждан из жилья, непригодного для проживания. А это уже миллионы  бюджетных денег. Кроме того, органами Роспотребнадзора могут быть выданы предписания, например, об установке шумозащитных экранов, выполнение которых также сопряжено со  значительными финансовыми затратами».


Как подчёркивалось на заседании секции, для решения вопросов охраны жилой застройки от шума и снижения шумового воздействия от объектов железнодорожного транспорта в местах проживания людей без отлаженного механизма взаимодействия муниципальных, государственных, природоохранных структур и ОАО «РЖД» не обойтись. Именно по этому пути идут на Октябрьской железной дороге. Но он не заказан никому.


Не менее важно установить разграничение ответственности по реализации шумозащитных мероприятий между холдингом как источником шумового воздействия, застройщиками и органами госнадзора как согласующими жилищное строительство вблизи железных дорог. Как сказал на заседании секции заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин, неправильная застройка является следствием того, что люди не получают соответствующего качества жизни. «Дома строить можно, – заметил он. – Но только в этом случае совершенно однозначно органы муниципального управления должны и обязаны применять мероприятия и проводить их в жизнь, потому что законом и так предусмотрено это делать, а вот санитарно-защитные полосы должны делать органы муниципальные по согласованию с РЖД. Причём, закрепить шумовые границы в контролирующих органах нужно и необходимо».

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30