17 апреля 2021 01:37

17 апреля 2021 01:37

Плечо, которое было подставлено по велению военного времени

Шла война. Великая Отечественная. Рабочая окраина Куйбышева (Самары), где располагался куст оборонных предприятий и функционировала станция Безымянка, остро нуждалась в бесперебойном пассажирском транспортном сообщении, особенно по утрам и вечерам.

Комитет обороны поставил перед железнодорожниками задачу: обеспечить чёткую и максимально комфортную доставку людей к рабочим местам. Она была выполнена к 7 ноября 1944 года. Именно в великий праздник СССР в первый рейс по участку Куйбышев – Безымянка торжественно отправилась электричка. К тому времени были построены остановочные пункты, разъезды, электродепо, подстанция и дистанция контактной сети. Кстати, вагон электропоезда, который открыл движение на электрифицированном участке, ныне стоит на вечной стоянке в Поволжском музее железнодорожной техники.


«Электрификация участка была осуществлена на постоянном токе при напряжении 1,5 кВ. Контактная сеть с полукомпенсированной подвеской со стальным несущим тросом С-70 и одним контактным проводом ТФ-85 была смонтирована на деревянных опорах и получала питание от передвижной подстанции 133 км, – вспоминает ветеран Самарской дистанции электроснабжения Почётный железнодорожник Борис Быков. – В ноябре же был организован Куйбышевский участок энергоснабжения».


Значит, в этом году служба электрификации и электроснабжения вместе с Самарской дистанцией электроснабжения празднуют 70-летие со дня рождения. К этой дате ветераны-энергетики готовят к выходу книгу по истории электрификации Куйбышевской железной дороги. Борис Быков, один из авторов книги, рассказывает о том, что в 1951 году третий электрифицированный путь был продлён до станции Смышляевка. Вместе с этим он, был переведён на новый стандарт напряжения – 3 кВ. Модернизации при этом подверглась и контактная сеть. Деревянные опоры были заменены на металлические, а вместо стального несущего троса был подвешен медный – марки М-120.


Всё познаётся в сравнении. Электрическая тяга открыла возможность увеличить КПД локомотивов до 28%. А ведь к 1955 году даже самые современные паровозы в лучшем случае давали КПД 18%. Вместе с тем, небольшое хозяйство энергоснабжения на станции Безымянка тогда насчитывало сто дизельных электростанций и трансформаторных подстанций, тяговую подстанцию 133 км, электромеханические мастерские, 21,6 км электрифицированных путей и слаборазвитую техническую базу.


После разрушительной войны народное хозяйство полностью восстановилось и окрепло. Оно требовало развития, которое пришло в виде прогрессивной электрической тяги, дающей огромный экономический эффект. Борис Быков называет ещё одну дату, которая не менее важна в жизни энергетиков. С 3 февраля 1956 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог» началась интенсивная электрификация железнодорожного транспорта.


Последние годы (2005-2014) Самарская дистанция электроснабжения не снижала темпов развития. За это время от станции Толкай до станции Левая Волга была заменена аппаратура телемеханики ЭСТ-62 на МСТ-95, проведена реконструкция устройств электроснабжения на перегоне Безымянка – Смышляевка и в Нижнехлебном парке станции Самара.  Закончена реконструкция устройств контактной сети на перегоне Толкай – Тунгуз. Модернизирована контактная сеть под скоростное движение 160 км/час на перегоне Обшаровка – Мыльная.


Сейчас первопроходец электрификации –  Самарская дистанция электроснабжения –  представляет собой современное и отлично работающее предприятие, обеспечивающее бесперебойную подачу электрической энергии локомотивам и устройствам автоблокировки в сложном станционном хозяйстве дороги. Молодые энергетики достойно продолжают славные традиции, заложенные предыдущими поколениями электрификаторов.

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30