11 апреля 2021 03:52

11 апреля 2021 03:52

фото: Роман Вяткин

Повлиять на износ

Средства лубрикации увеличивают срок службы системы «колесо - рельс»

Серьёзная работа по ресурсосбережению, проводимая на Куйбышевской железной дороге позволила за последние три года удвоить количество лубрикаторов.

В рамках технико-технологического совета на Куйбышевской намечены основные направления, которые позволят улучшить показатели работы средств лубрикации в системе «колесо - рельс» и систем ресурсосбережения на подвижном составе в регионе дороги.


Как отметил главный инженер Куйбышевской железной дороги Анатолий Соколов, чтобы охватить весь полигон обслуживания требуется значительное увеличение числа лубрикаторов. Кроме этого, предстоит развивать полигонный характер технологии лубрикации, активнее задействовав для этих целей вагоны-рельсосмазыватели, прицепляемые к пассажирским поездам. Это позволит минимизировать работу передвижных локомотивов-рельсосмазывателей, освобождая тем самым нитки графика. Однако полностью отказаться от локомотивов для проведения лубрикации не получится, поскольку остаются направления, в частности, на рокадных ходах, где пассажирское движение не настолько интенсивное.


В настоящее время для снижения интенсивности износа колёсных пар, рамных рельсов и повышения ресурса бандажей колёсных пар на полигоне дороги используются стационарные и передвижные рельсосмазыватели. Однако после проведённой реорганизации в ремонтном локомотивном комплексе большая часть вопросов, в том числе связанных с системами лубрикации и ресурсосбережения, были переданы на аутсорсинг. Как рассказал главный инженер Куйбышевского управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» Александр Иванов, компания уже провела ревизию технического состояния бортовых гребнесмазывателей и передвижных рельсосмазывателей, после чего было принято решение об устранении неисправностей оборудования, для чего компания заключает договор на поставку запасных частей.


По данным Куйбышевской дирекции тяги за девять месяцев передвижными рельсосмазывателями на базе локомотивов было смазано более 200 тыс. км пути, что составляет 83,5% от установленной нормы. Кроме этого, произошло снижение количества рабочих поездок и уменьшение невыездов, в том числе и на неполные плечи. Столкнулись в Дирекции и с нежеланием обученных и подготовленных локомотивных бригад включать систему лубрикации, что автоматически повлекло за собой низкие проценты расхода смазки и использования системы.


По мнению Анатолия Соколова, локомотивные бригады должны начать работать со средствами лубрикации, установленными на локомотивах, иначе в значительной степени усложнятся задачи для представителей путевого комплекса.


На сегодняшний день для дистанций пути со сложным рельефом пути, в частности, в Башкирском регионе, актуальным остаётся вопрос интенсивности износа боковой грани рельса, существенно влияющей на безопасность движения поездов и эксплуатационные расходы. Так, при нормативном сроке службе рельсов пути 600 - 700 млн тонн брутто их фактическая наработка в кривых радиусом менее 650 метров не превышает 300 млн тонн брутто. Наиболее эффективным решением проблемы остаётся лубрикация как за счёт передвижных так и стационарных рельсосмазывателей, которых, например, в Ашинской дистанции пути действует порядка 50 единиц.


При этом в дистанции нет персонала, способного заниматься текущим обслуживанием рельсосмазывателей, поэтому решение данной задачи находится в компетенции подрядной организации из Саратова. И здесь путейцы сталкиваются с целым рядом проблем: приезды подрядчика на полигон обслуживания проходят нерегулярно да и к качеству проведённых работ у дистанции остаётся немало вопросов. Аналогичная ситуация складывается и в Белорецкой дистанции пути, где часть работ по обслуживанию оборудования стараются выполнять своими силами. Однако из-за сложности поломок лубрикаторов, которым нужна либо полная замена дозаторов, либо вышедших из строя электро-пневматических установок, рассчитывать приходится на тех же подрядчиков.


«Рельсосмазыватели нового типа для обслуживания требуют определённой квалификации от персонала, поэтому путейцы могут диагностировать только отсутствие смазки или сжатого воздуха, – констатировал начальник Белорецкой дистанции пути Олег Смирнов. – Кроме того, дистанции для самостоятельного проведения техобслуживания необходимы запасные части».


Что касается передвижных рельсосмазывателей, то здесь работают новые прицепные вагоны Южно-Уральской магистрали поезда Уфа – Сибай, которые производят автоматическую смазку кривых.


Нет претензий к работе вагонов-лубрикаторов и в Ашинской дистанции пути, где усилен контроль за результатами их деятельности, в частности, на 1749 км вблизи станции Биянка. Как пояснил начальник Ашинской дистанции пути Дмитрий Толстиков, на данном километре дежурный по переезду, прошедший специальное обучение, после проследования вагона-рельсосмазывателя проверяет качество смазки и передаёт сведения оперативному дежурному дистанции пути.


Всего для рельсосмазывания на полигоне Куйбышевской используется пять специальных вагонов, два из которых только недавно были введены в эксплуатацию. По словам Анатолия Соколова, очередное поступление техники ожидается в ноябре.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30