13 апреля 2021 09:56

13 апреля 2021 09:56

Комплексный подход

В Дирекции инфраструктуры внедряется новая система контроля

На базе эксплуатационного вагонного депо Октябрьск прошёл семинар по реализации пилотного проекта «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)», организованный специалистами службы охраны труда и промышленной безопасности Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

На семинар  были приглашены представители  служб электроснабжения, автоматики и телемеханики, Самарской дистанции СЦБ и Самарской дистанции электронабжения –  предприятий, включённых в этот пилотный проект.


КСОТ-П постепенно заменяет действовавшую на железнодорожном  транспорте десятилетиями и уже потерявшую свою актуальность систему трёхступенчатого контроля.


«Вновь разработанная система направлена, прежде всего, на минимизацию воздействия опасных и вредных факторов на работника в результате управления профессиональными рисками, предупреждение несоответствий требованиям охраны труда, активное участие в организации контроля всех работников подразделения», – поясняет Татьяна Иванова, ведущий инженер отдела охраны труда и непроизводственного травматизма Дирекции инфраструктуры.


Данная система предусматривает разработку визуализированных карт рисков для каждого рабочего места и ознакомление работников с опасными факторами, влияющими на работника; организацию проверок и ежесменное оформление визуализированной информации в бланке КСОТ-П и ведомости несоответствия непосредственным руководителем работ, ежемесячное оформление контрольного листа №1 по охране труда руководителем производственного участка, ежеквартальное оформление контрольного листа №2 руководителем предприятия. По итогам ежеквартального контроля составляется сводный отчёт  с балльной оценкой. Оценка состояния охраны труда на производственном участке оценивается по следующим критериям: полностью соответствует; в основном соответствует, частично соответствует, не соответствует. При оценке «полностью соответствует» подразделение не подлежит проверке по охране труда со стороны руководителей предприятия в течение следующего квартала.


В вагонном хозяйстве на полигоне Куйбышевской железной дороги пилотный проект «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» введён с февраля этого года.     


Эксплуатационное вагонное депо Октябрьск – одно из самых передовых по оснащению техническими кабинетами, уголками по охране труда, макетами и обучающими программами. Именно это предприятие было названо руководителями вагонной службы как базовое по внедрению новой прогрессивной системы организации контроля состояния охраны труда.


Опытом работы с  новой системой с участниками семинара делились и.о. главного инженера эксплуатационного вагонного депо  Октябрьск Александр Юртаев, специалист по охране труда Ирина Мельникова, старший осмотрщик-ремонтник пункта технического осмотра вагонов Николай Перетятько.


«Новая система контроля позволяет охватить гораздо больший объём позиций по таким категориям, как «опасность», «предупреждение», «внимание» и принимать участие в проведении контроля всем категориям работников. Всё это в конце смены отражается на визуализированном бланке соответствующим цветом, в результате каждый работник наглядно видит состояние охраны труда на своём участке, – пояснил Николай Перетятько. –  Однако возникает много вопросов по взаимодействию со смежными предприятиями, по необходимости ведения визуализированного бланка и ряду других проблем, которые, надеюсь, будут разъяснены в ходе  совершенствования КСОТ-П».


В службе автоматики и телемеханики пилотный проект комплексной системы оценки труда апробируется в трёх дистанциях  сигнализации, централизации и блокировки – Ульяновской, Самарской и Кинельской.


«Работать с этой системой наши специалисты начали только в июле, поэтому очень интересно познакомиться было с опытом других служб, – рассказывает Евгения Ефремова, ведущий инженер по охране труда службы автоматики и телемеханики. – Система контроля КСОТ-П непосредственно связана с проектом «Бережливое производство» и позволяет выявлять не только системных нарушителей охраны труда, но и несовершенство технологических процессов, недостатки при разработке инструкций, недостаточное обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. В этом плане методика внедрения КСОТ-П в эксплуатационном вагонном депо Октябрьск будет очень полезна для разработки визуализированных карт расчёта рисков. Однако необходимо учитывать специфику работы дистанций СЦБ и провести большую разъяснительную работу с непосредственными исполнителями».   


Все, кто уже пользуются этой системой, отмечают, что при всех положительных сторонах она имеет отдельные недоработки, которые возможно решить только непосредственно в структурных подразделениях. Так, не предусмотрен механизм мотивации руководителей предприятий и исполнителей за активную работу по внедрению КСОТ-П, не разработан порядок расчёта визуализированных карт рисков для  хозяйств электроснабжения, автоматики и телемеханики с учётом их специфики.


Участники семинара, обменявшись мнениями и предложениями, разработали поэтапную программу по усовершенствованию новой системы контроля. Было принято  решение о проведении системной работы по организации контроля состояния охраны труда с руководителями среднего звена.

Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30