12 апреля 2021 07:47

12 апреля 2021 07:47

фото: Владимир Акшаев

На «изломе»

Человеческий фактор выступает эффективным средством выявления дефектов

Статистика говорит о том, что пик изломов литых деталей вагонов приходится на зиму, когда столбик термометра опускается достаточно низко. Но это так, к слову, когда холода уже не за горами. Ищут дефекты при осмотре вагонов круглый год.

Хотя помнится, что одно такое грозное событие на нашей дороге произошло в начале 2013 года, то есть в крутые морозы. И именно 2013 год стал самым массовым на сети по количеству изломов литых деталей тележек и степени тяжести их последствий: 37 событий! Итог: семь из них привели к крушениям и 27 – к сходам вагонов в организованных поездах.


А тревогу забили ещё в 2012 году. Тогда случаи изломов шли по нарастающей. Первый квартал вообще побил все предыдущие «рекорды» – 14 случаев, которые привели к ряду серьёзных аварий, связанных со сходом вагонов. К концу года результат достиг цифры 23.  Не удивительно, что следующий год был объявлен Годом борьбы за безопасность поездов, когда уже к августу 2013 года насчитывалось 35 изломов боковых рам на путях ОАО «РЖД».


Победа над напастями, как говорится, сегодня ощутима, но не окончательна для успокоения. В отделе эксплуатации грузовых вагонов службы вагонного хозяйства сообщили, что в 2014 году к сентябрю такой дефект во время движения поездов проявлялся на сети 12 раз. Не миновала «чаша сия» и нашу магистраль. В марте в Башкирском регионе на входных стрелках станции Филипповка двухпутного электрифицированного участка Абдулино – Кинель из-за потери контроля стрелочных переводов по команде дежурного по станции остановлен грузовой поезд. При осмотре выявлен сход второй тележкой 24-го вагона, груженого 70 тоннами угля. Причины: излом правой боковой рамы по радиусу 55. К счастью, пострадавших нет, габариты пути не нарушены. От ПТО Магнитогорск Южно-Уральской дороги, где вагон осматривали последний раз, он проследовал 631 км. В июле в Башкирском регионе по прибытии на станцию Инзер на девятый путь однопутного электрифицированного участка Белорецк – Карламан по падению давления в тормозной магистрали при скорости 23 км/час оста

новлен грузовой поезд, в котором выявлен сход первых пяти вагонов, груженых мраморной крошкой. Был нарушен габарит по соседнему восьмому пути. Хвостовая часть состава находилась на входных стрелках станции. Повреждено по 70 метров на восьмом и девятом пути, два карликовых светофора, два дроссель-трансформатора двух путевых ящиков, четыре кабельные муфты, вышла из строя  одна стрелка. Причина – излом боковой рамы второго вагона. Кстати, к июлю 2014 года это уже был девятый подобный случай, если говорить  об общей картине по сети.


По словам начальника технического отдела службы вагонного хозяйства Александра Больнова, наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации - это образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов. И при выпуске из производства и капитального ремонта  они проходят тщательный осмотр с помощью высокотехнологичных средств дефектоскопии. В сумке осмотрщиков подобных приборов нет. Надеяться им приходится лишь на зоркий глаз, да на интуицию, которая появляется с годами упорного труда, чтобы выявить крошечную трещинку в детали.


В 2013 году массово осмотрщики вагонов стали вооружаться смотровыми штангами, на которых закреплены зеркальце и маленький фонарик. Именно такое приспособление помогает глубоко проникать в технологическое окно боковой рамы, осматривать самые недоступные места при пролазке под вагоном. «Большая партия инструмента закуплена централизованно через Дирекцию инфраструктуры», – говорит Александр Больнов.


В начале упорной борьбы, которая направлена на выявление дефектов литых деталей, на дороге было больше пропущено вагонов с трещинами в литье, чем выявлено. Сейчас картина резко меняется. «Человеческий фактор остаётся на сортировочных станциях самым эффективным средством выявления дефектов», – подчёркивает начальник технического отдела.


Как сообщил ревизор по безопасности движения поездов Игорь Бондаренко, за девять месяцев 2014 года на дороге выявлено 693 трещины и дефекта боковых рам и тележек, из них подтверждено 557, что составляет 80%. В качестве поощрения зорким осмотрщикам выплачено денежное вознаграждение на сумму 767 тыс. руб. В основном они работают в эксплуатационных вагонных депо Пенза, Октябрьск и Кинель. Напомним, на осмотр поезда выделяется всего 45 минут. За за это время технической проверки идёт полный осмотр всех видимых и невидимых с первого взгляда частей вагона. Остаётся только снять шляпу перед асами своего дела.

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30