19 апреля 2021 02:56

19 апреля 2021 02:56

фото: Архив Дорожного музея

Гармония металла

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена уменьшенная копия «русского чуда» Александровского моста, где получила высокую оценку специалистов. Сейчас этот макет Александровского моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге. Оригинал же по-прежнему радует взор, поражая своей красотой и неповторимостью.

В октябре 1874 года вводится в эксплуатацию Моршанско-Сызранская железная дорога с конечным пунктом – ст. Батраки. Немногим ранее, в феврале этого же года началось строительство Оренбургской железной дороги от правого берега Волги  у станции Батраки через Самару до Оренбурга, движение по которой было открыто уже через три года. Со строительством железных дорог центральные губернии России получили доступ к богатым хлебом регионам Поволжья и Южного Урала, что, в свою очередь, дало мощный толчок  их экономическому развитию. Но отсутствие моста через Волгу, решение о строительстве которого было принято ранее, затрудняло доставку грузов. Подготовку проекта поручили Николаю Белелюбскому, крупнейшему специалисту того времени, профессору Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения. Проект был подготовлен за несколько месяцев. При проектировании он впервые применил оригинальный метод расчёта стальных конструкций, впоследствии получивший широкое распространение.


Начали строить мост 17 августа 1876 года. Всего в реализации этого сложнейшего проекта в течение четырёх лет были заняты свыше 2500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов. Практическое руководство строительством легло на плечи инженеров Константина Михайловского и Владимира Березина, применивших здесь новый, прогрессивный по тому времени порядок работ, затем получивший название «русского метода мостостроения». Возведением опор моста занимались инженеры Рейнер и Кнорр, которые постоянно докладывали руководству о темпах укладки камня.


Белелюбский лично следил за ходом строительства. Известно, например, что он сам выбирал специальную сталь для объекта, которую привозили из Бельгии, причём несколько партий им были забракованы и возвращены обратно на завод с требованием улучшения качества. Металлические конструкции морем доставляли в Санкт-Петербург, а на место строительства их везли по Волго-Балтийскому пути и далее вниз по Волге. В общей сложности одного только железа из Европы в район Сызрани тогда переправили более 575 тысяч пудов. Кроме того, из Финляндии и Рыбинска водным маршрутом сюда же доставили 450 тысяч пудов лучшего гранита. Всего же для строительства потребовалось два с лишним миллиона пудов самых разных материалов.


Торжественное открытие Александровского моста состоялось 30 августа 1880 года. Символическую ленточку перерезал лично министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Посьет. При этом на берегу около моста были накрыты столы для праздничного обеда, куда пригласили всех рабочих. Что же касается  инженеров Михайловского и Березина, то они как непосредственные руководители строительных работ высочайшим указом были награждены орденами Святого Владимира IV степени. На момент открытия, Александровский мост был самым длинным в Европе. Он состоит из 13 пролётов, каждый из которых по 111 метров. Общая длина моста составила 1436 метров. Строительство обошлось государственной казне в семь миллионов рублей. Александровский мост стал первым железнодорожным переходом через реку Волгу в средней и нижней её части.


Изначально своё название мост получил в честь российского императора Александра. Однако после революции 1917 года мост был переименован в Сызранский. Но это официально, по документам. В народе же он по-прежнему именуется Александровским.

Нина Корнильцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30