16 апреля 2021 03:13

16 апреля 2021 03:13

фото: Архив музея

От Лашмы до Ковылкино

История станции неразрывно связана с историей страны

В 1919 году железнодорожная станция Арапово была переименована в ст. Ковылкино. Кто же такие Арапов и Ковылкин?

Немного истории


Когда-то на месте нынешнего города и станции располагалось небольшое село Воскресенская Лашма. Заселение Лашмы  русскими служивыми проходило в период укрепления Пензенского края.


В XVII веке предоставлено право заселяться людьми всех национальностей, дабы земля не пустовала. А в начале XVIII века Лашма перешла во владения русских помещиков Араповых. Они были известными людьми в России. Последним наследником Воскресенской Лашмы являлся генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Это был крупный помещик, предприниматель, заводчик. Он был женат на дочери бывшей жены Пушкина Натальи Гончаровой А.П. Ланской.


В имении Арапова устраивали литературные вечера родственники Пушкина: сын, дочь и внуки. Хозяйка поместья, Александра Петровна, была очень образованной и печаталась в центральных изданиях, где делилась воспоминаниями о людях пушкинского времени.


В середине и во второй половине XIX века шло бурное развитие экономики России. Не обошло оно и Воскресенскую Лашму. И.А. Арапов как грамотный и прогрессивный предприниматель строил мукомольные, спиртные заводы, занимался сельским хозяйством, строительством.


Гужевой транспорт уже не справлялся  со сбытом произведённой продукции. И когда велись изыскания будущей Московско-Казанской железной дороги, которая соединила Сасово с Рузаевкой, Иван Андреевич добился, чтобы железная дорога прошла через его имение.


В 1892 году в Воскресенской Лашме были уложены первые рельсы. Появились вокзал, оборотное депо. Началось строительство жилья для служащих станции. Станция стала называться Арапово.


В вихре революции


Однако революция 1917 года круто изменила жизнь страны. Большевистская власть начинала всё заново. Нужны были и новые герои. Началось переименование городов, населённых пунктов и ж.д. станций. Так, в 1919 году станция Арапово была переименована в ст. Ковылкино.


Степан Терентьевич Ковылкин родился в ноябре 1887 года в селе Трокино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье плотника. В 15-летнем возрасте он попадает в столярную мастерскую Шмидта. В 1903 году работает столяром на паровой мельнице Смирнова. В это же время Ковылкин  увлекается революционным движением, посещает марксистские кружки и выполняет отдельные партийные поручения, занимается распространением нелегальной литературы. Первый опыт революционной деятельности закончился 9 декабря 1904 года арестом.


При аресте у него был найден целый склад нелегальной литературы. 17-летний Степан был посажен в Саратовскую губернскую тюрьму. Однако по малолетству освобождён.


Осенью 1905 года, несмотря на юный возраст, его избирают членом Саратовского городского комитета РСДРП. На протяжении двух лет Ковылкин работает столяром в главных железнодорожных мастерских Саратова, а затем в частных мастерских в Самаре.


В 1906 году Ковылкин возвращается в Саратов, ведёт активную работу в подполье, являясь председателем городского комитета РСДРП.


В автобиографии 1933 года он пишет: «В общем и целом с детства по существу я вырос на коленях у партии. Грамоте научился исключительно на прокламациях и нелегальной литературе. Считаю себя грамотным самоучкой».


В 1907 году дело Саратовского комитета РСДРП рассматривается в Саратовской судебной палате. Степана Ковылкина приговаривают к двум годам, а затем осуждают на поселение в Сибирь.


Через год Ковылкина ссылают в Киренский уезд Иркутской губернии. Здесь он работает столяром в мастерских Бодайбо и в пароходстве Киренска. После февральской революции он вновь появляется в Саратове и опять работает столяром в главных железнодорожных мастерских.


Ковылкин хороший оратор, он понятен рабочим. Использовав весь накопленный багаж, Степан Терентьевич захватывает от меньшевиков и эсеров профсоюзные организации в свои руки. Его избирают членом Саратовской городской думы (фракция большевиков) и кандидатом в Учредительное собрание.


В этот период саратовцы, близко знавшие Ковылкина, удивлялись его работоспособности. Он успевал всюду: вёл партийную и профсоюзную работу в Железнодорожном районе, активно участвовал в Саратовском Совете, был членом его президиума и исполкома, заседал в Думе, будучи комиссаром Рязано-Уральской ж.д. часто разъезжал по её участкам.

В ногу со временем


В марте 1919 года Решением Совета Народных Комиссаров Ковылкин утверждён членом коллегии НКПС, а вскоре по настоянию В.И. Ленина переведён на работу в аппарат наркомата. Одновременно был членом коллегии ВЧК и возглавлял транспортный отдел этого органа.


В декабре Совет Труда и Обороны и ЦК партии создал особый комитет по введению военного положения на железных дорогах. Этот пост доверен Ковылкину.


Его жизнь, как и жизнь многих руководителей его ранга, подобна калейдоскопу. На одном месте больше года практически не задерживался. В 1920 году он стал начальником Сибирского округа железных дорог. Сюда Ковылкин прибыл по поручению Совета Труда и Обороны  с мандатом, подписанным В.И. Лениным, восстанавливать работу ж.д. транспорта на Урале и Западной Сибири и организовывать эксплуатацию железных дорог, освобождённых от неприятеля. Он добивается постановления СНК о снабжении железнодорожников Урала и Сибири тёплой одеждой. Налаживает работу Омских мастерских по ремонту паровозов и вагонов. Под его руководством в кратчайшие сроки восстановлен мост через Иртыш. Он руководит эксплуатационной работой ж.д. транспорта по перевозкам продовольственных грузов, топлива, а также демобилизованных, беженцев и пленных. Ковылкин сумел найти подход ко многим старым специалистам, заставив их добросовестно работать на новую власть.


С января 1921 года по август 1933 года Степан Терентьевич последовательно возглавлял несколько железных дорог, был начальником Волжского пароходства и Уралжелдорстроя.


И вот 4 августа 1933 года его назначают начальником Самаро-Златоустовской железной дороги. С приходом Ковылкина дорога резко увеличила свои показатели. Степан Терентьевич чувствует себя уверенно: дорогу он знает досконально, все проблемы с техникой, людьми, финансами может разложить по полочкам. За перевыполнение государственного плана перевозок его награждают орденом Трудового Красного Знамени. Впервые за несколько лет план перевозок на Самаро-Златоустовской  дороге за 1935 год выполнен на 111,6%, а за 1 квартал 1936 года он выполнен на 103,4%. По сравнению с 1 кварталом 1935 года погрузка увеличилась в среднем в сутки на 73%.


Но обстановка в стране накалялась. Раскручивался маховик репрессий, который практически не обошёл ни одного начальника железной дороги. Степан Ковылкин был освобождён от должности начальника Самаро-Златоустовской дороги 5 октября 1936 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.


На трагической ноте закончилась жизнь выходца из рабочей семьи, талантливого руководителя и организатора, преданного своей стране человека.


В июле 1989 года на привокзальной площади Ковылкино установлен памятник С.Т. Ковылкину как пламенному борцу за дело партии и Советского государства.


Прошли годы. К сожалению, в краеведческом музее Ковылкино о деятельности Степана Терентьевича нет практически ничего. Зато большое внимание уделено жизни и деятельности И.А. Арапова и другим землякам прославившим свой край.Все чаще стали звучать голоса жителей вернуть городу его старое имя Арапово.


И всё-таки, это единственная станция на сети дорог на привокзальной площади, которой установлен памятник начальнику дороги.

Юрий Менчик
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30