21 апреля 2021 14:17

21 апреля 2021 14:17

фото: Владимир Акшаев

Участвовать и побеждать

Конкурс проектов улучшений выявит лидеров в структурных подразделениях

Игорь Звездин, и.о. главного инженера Куйбышевской железной дороги
Закончилась подача заявок на участие в конкурсе по бережливому производству. Результаты говорят о том, что многие структурные подразделения не учитывают важности такого мотивационного механизма, как борьба за лидерство. О мотивациях в бережливом производстве наш разговор.

- Игорь Николаевич, как сегодня выстраивается система бережливого производства, при которой возможен весомый результат?


- Одним из ключевых направлений стратегического развития компании в


2014 году является формирование производственной системы, обеспечивающей удовлетворение потребностей клиентов и рост качества предоставляемых услуг при одновременном снижении непроизводительных потерь и повышении эффективности деятельности с расширением сферы внедрения технологий бережливого производства до 100 % предприятий в регионе железной дороги, а это в нашем случае 126 структурных подразделений и 22 узловые рабочие группы.


На основе предложений персонала и владельцев процессов было разработано задание на 2014 год по оптимизации 535 технологических процессов с целью повышения их эффективности, снижения в них непроизводительных потерь.


Цели на год ставились, исходя из результатов анализа непроизводительных потерь во внутренних процессах, а также из анализа непроизводительных потерь процесса перевозки. К примеру, все станции в этом году провели картирование процессов транзита с переработкой, без переработки и местной работы. Исходя из проведённого анализа, утверждены цели и разработан реестр проектов, как внутренних, так и межфункциональных.


- Кто в основном привлекается в движение бережливых?


- Без вовлечения инженерно-технических работников, а также рабочих в процесс постоянных улучшений невозможно добиться устойчивого развития любого предприятия. Они заняты практическим делом и прекрасно видят, где слабое звено в производственной цепочке. Важна система решения текущих ежедневных проблем и реализация тех предложений, которые исходят от персонала. Решающую роль при этом играет прозрачность, а также сроки рассмотрения предложений и принятия решений. 


- Поясните, что значит - «прозрачность»?


- Мы ушли от «чёрных ящиков», висящих на стенах, и разработали систему, которая позволяет всем видеть, насколько вовлечены рабочие в процессы улучшений и насколько быстро отвечают и принимают решения руководители. Вывешены стенды по реализации идей улучшений и решения текущих проблем в каждом цехе, на которых абсолютно любой сотрудник может написать свою идею или производственную проблему.


- Как материально поощряются люди, которые задействованы в бережливом производстве?


- Чтобы мотивировать работников к участию в проектах улучшений, действует норматив «Об организации дополнительного премирования работников филиалов за результаты внедрения бережливого производства».


Таким образом, за первое полугодие 2014 года поощрено 89 человек на сумму 809 тыс. рублей. Например, члены оперативной рабочей группы Ульяновского регионального центра связи получили денежное вознаграждение из лимита начальника дороги за реализацию проекта «Оптимизация цифрового оборудования на участке Инза- Ульяновск» в размере 115 тыс. руб.


Немаловажную роль играют в мотивации и конкурсы на лучшие проекты, авторы-победители получают в виде денежных призов немалые суммы.


Распоряжением от 29 мая 2014 г. № 1313р утверждено Положение о конкурсе «Лучшее подразделение в программе проектов Бережливое производство в ОАО «РЖД». Следует отметить, что в конкурс включились все структурные подразделения Куйбышевской дирекции по ремонту пути, Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава, Самарской дирекции связи, службы вагонного хозяйства Куйбышевской дирекции инфраструктуры.


Также должен отметить Самарский ИВЦ, который в инициативном порядке подал на участие в конкурсе три заявки с проектами: «Создание единых центров печати», «Оптимизация процесса технологического сопровождения пользователей, равномерного распределения нагрузки на специалистов ИВЦ», «Автоматическое формирование ссылок на краткие пошаговые инструкции по установке и администрированию ИС».


От Куйбышевской дирекции инфраструктуры подано 35 заявок и лишь 12 дистанций пути изъявили желание участвовать в конкурсе. Узловые рабочие группы также не проявили инициативы – всего лишь одна узловая рабочая группа станции Пенза решилась побороться за призовые места. В настоящий момент определено 74 участника конкурса. В срок до пятого сентября определятся финалисты первого этапа, у которых на втором этапе (срок его завершения - 20 октября) группой координации проекта будут проведены 5 С аудиты.


Победителей конкурса до 20 ноября назовёт центральная конкурсная комиссия ОАО «РЖД» по итогам интерактивного голосования в режиме видеоконференции.


Беседовал Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30