11 апреля 2021 04:17

11 апреля 2021 04:17

фото: Николай Ембулаев

Приборы второй свежести

Средства измерения с истекшим сроком метрологического контроля мешают стабильной работе

Очередной День качества, который проводится каждый третий четверг месяца в границах Куйбышевской железной дороги, был посвящён метрологическому обеспечению средств измерения.
Как известно, только на основании количественных данных, полученных в результате измерений, можно сделать объективный вывод о качестве проведённого ремонта подвижного состава или пути, о соответствии технического устройства инфраструктуры требованиям нормативной документации и возможности его дальнейшей эксплуатации.

Метрологическим обеспечением на дороге занимается Куйбышевский центр метрологии (КЦМ). В соответствии с графиком проведения метрологического надзора в структурных подразделениях Куйбышевской железной дороги и филиалов ОАО «РЖД», утверждённым старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем от 25 декабря 2013 года и распоряжениями ОАО «РЖД» и Куйбышевской железной дороги, специалистами Куйбышевского центра метрологии проведено 36 проверок в структурных подразделениях, функциональных филиалах ОАО «РЖД» и ДЗО, расположенных в границах деятельности железной дороги. Выписано 13 предписаний об устранении нарушений метрологических правил и норм.

По результатам метрологического надзора практически во всех структурных подразделениях проведены разборы и разработаны планы мероприятий по устранению выявленных недостатков, за исключением структурных подразделений Куйбышевской дирекции тяги и службы пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

Также следует отметить, что не были проведены разборы проверок и в самой Куйбышевской дирекции тяги, а также в службе пути. И, как следствие, в структурных подразделениях этих хозяйств выявленные недостатки фактически не устраняются (ТЧЭ-14 Ульяновск, ПЧ-12 Кинель, ПЧ-25 Стерлитамак).

Основные нарушения метрологических правил и норм в проверяемых структурных подразделениях - это применение средств измерений с истекшим сроком метрологического контроля (поверки, калибровки).

«Самое наихудшее состояние средств измерений в ТЧЭ-14 Ульяновск. Не подвергались метрологическому контролю секундомеры механические в количестве шести единиц, эксплуатируемые на пунктах предрейсового медицинского осмотра и штангенциркуль типа ШЦ-1 в отделе расшифровки», – доложил главный метролог дороги Владимир Журавков.

Практически, замечания по просрочке средств измерений появляются после каждой из проверок. Это послужило поводом для резкого выступления перед собравшимися и.о. главного инженера дороги Игоря Звездина.

«Не только регулировку и наладку приборов вести надо, но и контрольные функции надо брать на себя, – сказал он, обращаясь к руководителю Куйбышевского центра метрологии Владимиру Журавкову. – Люди должны знать, что неповереным прибором нельзя пользоваться. Все прекрасно знают, что в охране труда мы наладили такую систему. Были проблемы с изолированными перчатками, изолированными штангами, другими приборами, связанными с обеспечением охраны труда. Теперь они проверяются вовремя. Почему здесь не так поставлено дело?»

По словам Игоря Звездина один неисправный прибор может такое натворить на дороге, что потом лет пять-десять придётся всем расхлёбывать.

Важным недостатком, выявленным при проведении метрологического надзора, является оснащение не в полном объёме средствами измерений технологических процессов текущего содержания, ремонта и обслуживания технических средств железнодорожного транспорта. В структурных подразделениях Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава отсутствует ряд средств измерений для выполнения операций технологических процессов: в ТЧР-1 Моршанск нет шаблона заводского изготовления для замера высоты подвески приёмных катушек локомотивов. В ТЧР-31 Стерлитамак отсутствует измеритель параметров локомотивных катушек типа ИП-ЛК, в ТЧР-32 Кинель имеющаяся установка УПДК не обеспечивает возможность поверки блока управления БУ-3 комплексов КПД-3В, КПД-3А, необходимо приобрести стенд ИПК3/8.

Не в полном объёме средствами измерений оснащён технологический процесс текущего содержания железнодорожного пути в дистанциях пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

Буквально везде отсутствуют динамометрические ключи  КД-600, практически во всех дистанциях пути нет оптических приборов ПРП (кроме ПЧ-21 Инза, ПЧ-13 Кротовка, ПЧ-18 Аша, ПЧ-22 Ульяновск) – оснащение по путевому хозяйству составляет 1,3 %. Нет линеек для измерения неровностей (кроме ПЧ-21 Инза, ПЧ-22 Ульяновск) –оснащение по путевому хозяйству составляет 7,9 %.  Бинокли есть только в ПЧ-19 Ковылкино, ПЧ-26 Белорецк – оснащение по путевому хозяйству составляет 2,5 %.

Руководителям дирекций необходимо обратить особое внимание на обеспеченность технологических процессов средствами измерений. Недопустимо исключение закупок средств измерения из бюджета затрат и финансирование данных расходов по остаточному принципу.

Другим важным недостатком, выявленным при проведении метрологического надзора, является оснащение предприятий средствами измерений не в полном объёме. С таким положением дел мириться нельзя.
Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30