12 апреля 2021 00:22

12 апреля 2021 00:22

фото: Николай Ембулаев

Романтик работы и странствий

Почётному железнодорожнику и журналисту Борису Мусалитину исполнилось 80 лет

Борис Александрович Мусалитин часто бывает в редакции. Особенно летом, в ожидании электрички перед очередной поездкой на дачу, не преминет забежать на огонёк, поздороваться, прессу дорожную почитать. Связь с дорогой теперь лишь такая вот - бытовая. А если оглянуться назад, да вспомнить: в ней, в дороге, вся его жизнь сконцентрировалась - и детские переживания, и первые шаги в трудовую жизнь, и творческие успехи.
Поэты умеют в нескольких рубленых строчках уместить всю биографию человека.

А насколько помнится, поэтами редакция газеты «Куйбышевский железнодорожник» всегда славилась. Корреспондент Юрий Денисов в один из дней рождения Бориса Мусалитина экспромтом выдал по поводу виновника торжества стих: «Мелькнули за вехою веха, что верстовые столбы, как миг пролетело полвека твоей журналистской судьбы. Всё было не зря и недаром, брал каждый этап на «ура», когда начинал кочегаром и сразу - гвардейцем пера!»

Попробуем же развернуть поэтическую картину и дополнить её более широкими мазками в прозе.

Пункт отправления

Детство Бориса прошло рядом с железной дорогой. Отец был машинистом и жила семья в Кабардино-Балкарии недалеко от станции Прохладная. «Это моя первая родина, - вспоминает он. - А второй стала Чечня, город Грозный». Туда он попал в детский дом, когда отец воевал на фронте в Великую Отечественную войну, а мать умерла.

После «казённых харчей» «путёвка в жизнь» не казалась такой уж горькой. Маршрут был понятен и очерчен семейной традицией. В железнодорожном училище Борис получил специальность «слесарь по ремонту паровозов и автотормозов». Потом работал паровозным кочегаром, техником локомотивного депо.

Разъезд под названием «Выбор»

«Первые шаги в журналистику сделал ещё в армии, - говорит ветеран. - Служил я в ГДР, там стал внештатным корреспондентом нашей армейской газеты. Писал заметки, но пробовал себя также в стихах и песнях».

Его песня «Солдатские дороги», высланная на всесоюзный конкурс, попала на консультацию к народной артистке СССР Любови Орловой. Он до сих пор помнит напутствие любимицы всей страны: «Вынашивайте мелодию крепкой строевой песни, удобной для шага и для дыхания, т.е. такая мелодия нужна, которая бы поднимала силы, помогала на марше, была бы весёлая, и одновременно содержательная».

Всё больше Борис убеждался в том, что творчество требует аргументированности и силы убеждения. Больше всего это у него получалось в журналистском труде. «По возвращении из армии я окончательно уяснил себе: журналистика – моё призвание, подкреплённое жизненным и армейским опытом, - вспоминает Борис Александрович. - Главное, жизнь в газете обещала быть интересной и содержательной, сулила множество встреч и знакомств с людьми, позволяла жить их делами и заботами, отображать историю, которая будет вершиться на твоих глазах . Очень образно об этом сказал писатель Константин Паустовский: «Профессия журналистов - быть машинистами около делающей миллион оборотов в секунду машины времени».

Перегоны жизни

Путь в профессию лежал через отделение журналистики филологического факультета Уральского госуниверситета в Свердловске. На ту пору УрГУ был одним из лучших поставщиков журналистских кадров, ни в чём не уступал Московскому и Ленинградскому университетам.

Производственная практика соответствовала статусу. Будущий газетчик оттачивал мастерство слова в редакции «Правда Севера» в городе Североуральске, потом  в «Кокчетавской правде» в Казахстане. «В 1962 году, уже после четвёртого курса, меня направили на практику в отраслевую газету «Гудок». А там подвернулась командировка в Ульяновск, - уточняет Борис Мусалитин. - Я за неё ухватился обеими руками. Время было жаркое, писал практическую дипломную работу по своим газетным материалам на экономическую тему. По итогам командировки выдал на-гора проблемно-аналитическую статью, в которой речь шла о неверном расчёте производительности труда локомотивных бригад. Помогли мне железнодорожный опыт и знание темы. Статья получилась резонансная. В адрес редакции полетели отклики, мнения, слова поддержки, причём письма писали не только машинисты, но и экономисты, специалисты своего дела. Все признавали, что выводы я сделал правильные, моя точка зрения на ситуацию была верной. В редакции «Гудка» остались довольны моей практикой,
а узнав о том, что до студенчества я успел поработать на паровозе и в техотделе депо, сразу предложили перейти на штатную работу. Пообещал, что через год обязательно воспользуюсь приглашением. Получив диплом, трудился собственным корреспондентом на Приволжской, Западно-Сибирской и Куйбышевской дорогах».

В мае 1974 года «Гудок» предложил Борису Мусалитину длительную командировку на строящийся БАМ. На перекладных прибыл в столицу будущей магистрали, а там таблички с названиями будущих улиц: Таёжная, Миитовская, Молодёжная, Железнодорожная. Стройка века только начиналась.

«Укладка пути была доведена уже до 76-го километра перегона БАМ - Тында, - отмечает Борис Александрович. - А дальше обозначалась едва приметная насыпь, прорисовывалось старое полотно. Как известно, линия была построена ещё до войны, но потом рельсы были сняты и отправлены на строительство рокады под Сталинградом. На перевале, на будущей станции Аносовской, пришлось задержаться на пару дней, так как шли постоянные дожди. Машинам ни пройти, ни проехать. В Тынду удалось вернуться лишь вертолётом. Вот в таких условиях прокладывался БАМ». И это лишь один эпизод из жизни журналиста, который готов был «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете».

Узел судьбы

Последние десять журналистских лет Борис Мусалитин трудился в дорожной газете «Куйбышевский железнодорожник». Он называет эти годы особенно плодотворными и незабываемыми. Подтверждением тому служит и награда - Знак «Почётному железнодорожнику».

Объяснение простое. Помогал огромный опыт работы собственным корреспондентом «Гудка».

«Мне это очень пригодилось, когда готовил большой аналитический материал под заголовком «Столкновение на перегоне» о крушении двух хозяйственных поездов на Рузаевском отделении. Редактор Виктор Горбунов сразу же поставил его на первую полосу с продолжением на второй. Безопасности движения поездов газета всегда уделяла наивысшее внимание. А тут  люди погибли, дороге нанесён серьёзный материальный ущерб».

Руководство дороги тогда со всей ответственностью подошло к выступлению газеты, более того, на всех предприятиях газетный материал должны были изучить. «Итогом такого взаимодействия дороги и газеты стало устранение всех указанных недостатков, укрепление производственной дисциплины и достижение высоких результатов в работе», - с удовлетворением отмечает Борис Александрович.

Тот случай и побудил редактора газеты Виктора Горбунова при поддержке всего коллектива выйти на руководство дороги с ходатайством о награждении Бориса Мусалитина высшим знаком отличия отрасли. К этому были приложены все необходимые документы. Тогдашний начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко без колебаний подписал представление на награждение журналиста знаком «Почётному железнодорожнику». И в мае 1994 года награда была вручена герою.

Как-то в тесном редакционном кругу, поздравляя Бориса Мусалитина с очередным юбилеем редактор и поэт Виктор Горбунов посвятил ему такие строки: «Романтик работы и странствий, с железной дорогой он рос, вперёд сквозь года и пространство, по рельсам летел паровоз. В кабину его загляните: мелькает лопата в руках. – А ну, кочегар Мусалитин, ты в топку подбрось уголька! Он лёгких путей не ищет и, взвесив «и контра и про», молоденький локомотивщик лопату сменил на перо. Он в гуще дорожных событий, звонок, что ни день, из «Гудка»: «А ну, журналист Мусалитин, в газету подбрось уголька». О прошлом грустят ветераны, но он не привык унывать, как прежде предутренней ранью идёт на работу опять. И вы на него посмотрите: он весел, улыбка легка. И наш ветеран Мусалитин поддаст ещё всем уголька».

Здесь, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30