16 апреля 2021 11:47

16 апреля 2021 11:47

фото: Маржан Екимова

Искусство обучения

Семинар помог наставникам развить профессиональные компетенции

Семинар-тренинг для наставников, прошедший в Куйбышевской дирекции управления движением, был направлен на формирование культуры наставничества, мотивации наиболее перспективных работников к передаче накопленного ими опыта.
По словам заместителя начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Ларисы Пелевиной, наставнической деятельностью занимаются лучшие, кто уже реализовался в своей профессиональной деятельности. Но, вместе с тем, работа наставника достаточно специфическая и предполагает уровень развития дополнительных компетенций, таких, как умение передавать накопленный опыт, коммуницировать и мотивировать стажёров к развитию и обучению. Именно наставники помогают новичкам приобрести такие навыки, как планирование времени, соблюдение баланса между работой и личной жизнью, принятие на себя новых обязанностей, умение справляться со стрессом, конструктивно критиковать и принимать критику.

«Главная цель данного мероприятия – понимание особенностей обучения взрослых людей, повышение личной эффективности наставника при работе со стажёром», – пояснила заместитель начальника отдела управления персоналом и социального развития Маржан Екимова.

Познакомившись друг с другом, участники тренинга обменялись мнениями о качествах, характеризующих хорошего наставника.

Проходил семинар не в привычном формате выступлений и докладов: каждый участник был задействован в деловых и ролевых играх, дискуссиях, мозговом штурме. Под руководством опытных психологов и кадровиков шло изучение стилей наставничества и особенностей построения коммуникаций в рамках каждого из них.

«Нам подробно разъяснили особенности делового общения, познакомили с технологиями передачи профессиональных навыков, – рассказывает диспетчер по управлению перевозками района управления Елена Румянцева. – Мы научились выстраивать алгоритмы построения диалогов, развивающих ответственность стажёров. Познакомились с методами повышения мотивации на обучение, механизмом использования обратной связи в процессе обучения. Я работаю диспетчером уже 15 лет, подготовила боле 20 стажёров, по совместительству преподаю в Куйбышевском железнодорожном техникуме. Сейчас сама стажируюсь на старшего дорожного диспетчера. Тренинг помог мне посмотреть на себя как бы со стороны, увидеть ошибки, которые я допускаю».

Основное внимание наставников было обращено на построение проблемного диалога со стажёром. Для практической отработки данного навыка наставники разбивались на подгруппы. Каждая из них, по очереди, представила остальным участникам пример построения подобного диалога. При возникновении затруднений ведущие тренинга совместно с наблюдающими предлагали возможные направления развития ситуации для достижения поставленной цели.

«Лидерство, коммуникативность, ответственность, внутренняя мотивация – эти компетенции развивали в себе наставники дирекции. Каждая из них важна по-своему, - объясняет психолог Дирекции Светлана Кириллова.– Если наставник не владеет хотя бы одной, у него рано или поздно возникнут трудности в работе с подопечным. И это отразится либо в производственной проблеме, либо в психологической».

Посредством постановки перед наставниками наводящих и уточняющих вопросов, касающихся изученного в ходе тренинга материала, ведущие обобщили теоретические блоки программы обучения.

Закрепление изученного материала и анализ качества его усвоения проверялись во время практических конкурсов.

Справиться с заданием конкурса «Оценка или обратная связь» смогли только те, кто хорошо усвоил, что обратной связью называют оценочные высказывания, способные мотивировать стажёра, дать ему понять, чего от него ждут и каковы критерии оценки его работы, либо нацелить его на устранение ошибок.

В конкурсе «Диалог, развивающий ответственность стажёра» наставники демонстрировали умение применять различные вопросы (открытые, альтернативные, закрытые), а также способность добиваться взаимной договорённости с подопечным о зоне его ответственности.

Оценить, насколько усвоен алгоритм обсуждения проблемной ситуации позволил конкурс « Ролевые кейсы».

«В диалоге со стажёром надо уметь выявить основную проблему, – делится полученными знаниями поездной диспетчер с 30-летним стажем Елена Лёшина. – Обсуждение вариантов её решения должно быть совместным, а ответственность за принятый вариант нужно разделять между стажёром и наставником».

По итогам индивидуальной оценки профессиональных компетенций лучшими наставниками Куйбышевской дирекции управления движением были признаны: поездной диспетчер Владимир Синицын, дежурная по станции Кинель Наталья Фролова, приёмщик поездов станции Сызрань-1 Ирина Федосеева, диспетчер по управлению перевозками района управления Елена Румянцева, дежурная по станции Кинель Марина Фадеева и диспетчер по управлению перевозками района управления Дмитрий Парамонов.

Участники семинара отметили новизну и ценность изученных материалов, а также значимость обмена опытом с коллегами в вопросах наставничества.
Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30