15 апреля 2021 14:15

15 апреля 2021 14:15

Ультразвук из света

Предлагаемый учёными МГУ метод контроля позволит обнаружить мельчайшие дефекты в деталях техники

Специалисты Международного лазерного центра МГУ разработали высокотехнологичный метод контроля дефектов деталей и конструкций сложных технических устройств. К ним относятся, в частности, самолёты, ракеты, а также транспортная техника.

Как сообщил заведующий лабораторией лазерной оптоакустики МГУ профессор Александр Карабутов, в основе метода лежит стандартное ультразвуковое обследование. Однако в отличие от других дефектоскопов, в которых возбуждение и приём ультразвука происходят через пьезокристаллы, в новшестве его генерирует световой лазер.


В результате на выходе получаются очень короткие и мощные импульсы. Они, попадая на поверхность оптико-акустического генератора, возбуждают широкополосные звуковые сигналы, проходящие вглубь исследуемого объекта. Там они рассеиваются, не оставляя мёртвой зоны. Благодаря данному методу более чем в 10 раз повышаются чувствительность дефектоскопа и точность диагностики.


По словам Александра Карабутова, новый прибор можно использовать для исследования внутренней структуры металлов, пластика, композитных материалов и обнаружения дефектов с высоким пространственным разрешением. Причём глубина зондирования деталей, выполненных из металлов и сплавов, составляет от 0,3 до 60 мм, а для конструкций из композитов – от 0,15 до 40 мм. При этом минимальный размер обнаруживаемых дефектов – всего 0,3 мм.


Важно, что лазерно-акустический дефектоскоп подходит также для определения пористости различных материалов, измерения толщины слоёв, контроля склеек в слоистых материалах, шероховатости и коррозии поверхностей (в том числе тыльных). Кроме того, с его помощью можно определять усталостные и остаточные напряжения различных конструкций, в том числе объектов транспортной инфраструктуры.


Массовое внедрение новшества упрощает тот факт, что его главная деталь – оптико-акустический преобразователь – уже находится в серийном производстве. Поэтому в ближайшее время лазерно-акустический дефектоскоп найдёт широкое применение на отечественных машиностроительных предприятиях.

Андрей Владимиров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30