11 апреля 2021 21:28

11 апреля 2021 21:28

фото: Александр Савенков

Путейская прослушка

Корреспондент «КЖ» узнал, как звучит таинственный «голос» рельсов

Железную дорогу называют «музыкой в движении», и каждый может услышать гудок локомотива, перестук колёс вагонов и шипение закрывающихся дверей электрички. Но вот о том, как «звучат» рельсы, знают только дефектоскописты.

С утра в цехе дефектоскопии Ульяновской дистанции пути оживлённо и многолюдно. Начальник цеха Олег Гаврилов раздаёт  последние перед выездом на линию напутствия. Через несколько минут 16 пар бригад дефектоскопистов разъедутся на пригородных поездах по различным направлениям: на Цильну, Молвино и Димитровград. На местах дорожный мастер, как обычно, проведёт с ними инструктаж по технике безопасности, настроит дефектоскоп на условную чувствительность и дефектоскописты выйдут на перегон.


Самый опытный работник в цехе, наладчик дефектоскопии Владимир Егоров, узнав о цели моего визита познакомиться с работой передовой бригады операторов дефектоскопной тележки, не раздумывая, рекомендует Сергея Иметова и Игоря Николаева, которые работают на станции Ульяновск-Центральный. Им помогают сигналисты Рустам Киямов и Павел Одаев. Работники молодые, но уже способны дать фору и более опытным специалистам.


«Ребята считаются одними из самых лучших в своей профессии, - говорит Владимир Егоров. – Способных дефектоскопистов можно увидеть сразу. Мало быть в нашей профессии добросовестным работником – нужно ещё знать компьютер, быстро обрабатывать информацию и отправлять данные в Самару. Именно поэтому мы доверили этой бригаде современный ультразвуковой дефектоскоп РДМ-22».


Стоит отметить, что таких дефектоскопов нового поколения в Ульяновской дистанции пути три: две тележки задействованы на станции Ульяновск-Центральный и одна – на дальних перегонах Глотовского направления.


Вместе с Владимиром Егоровым выходим на перегон, где застаём дефектоскопистов в чётной горловине станции, в районе Свияжского моста. Они уже прошли около километра по перегону. Лица сосредоточены, всё внимание приковано к ультразвуковому аппарату-слухачу нового поколения. Оборудование, которое вполне может претендовать на статус компьютера на колёсах, работает только на главном ходу и проверяет целостность рельсов, сканируя их на предмет выявления дефектов. Просто ходить за дефектоскопной тележкой в наушниках – это уже вчерашний день. Конечно, наушники, безусловно, остаются необходимым атрибутом, но только теперь дефектоскописты не только слушают, но и просматривают рельс на специально выведенном дисплее, а сигнализацией о наличии дефектов служит как звуковая составляющая, так и цветовая гамма по экрану матричного индикатора.


«Особенность нового дефектоскопа в том, что можно сразу просматривать расшифровку, - расхваливает своего электронного «помощника» Игорь Николаев. – Прошёл стрелку либо стык – сразу появляется запись. Главное – вовремя обнаружить дефект. Сегодня пока поводов для беспокойства не было».


Операторы следуют за современной техникой медленно – со скоростью 4 км/час. Спешка в этой работе – первый враг. Да и сам дефектоскоп не позволит своим «соратникам» торопиться, даже если они этого очень захотят, так как процесс контролирует  встроенный скоростемер.


«Если появляются какие-то сомнительные моменты, открываем регистратор, он расшифрует любую трудность, - объясняет Сергей Иметов. – Входим в так называемую развёртку «Б» и смотрим запись. Сегодня мы уже сделали два файла. В среднем этот дефектоскоп проверяет в день от 5 до 9 км пути, в зависимости от места нахождения».


Не спеша мы просканировали очередной километр. Во время перемещения ребята периодически сменяют друг друга, чтобы внимание не притуплялось. Интересуюсь, часто ли приходится обнаруживать серьёзные нарушения?


«Серьёзней такого изъяна как ОДР, то есть остродефектных рельсов, просто нет, - поясняет  Игорь Николаев. – Например, трещина в головке, шейке или подошве рельса. В случае обнаружения ОДР принимаем самостоятельное решение: ограничить ли скорость, заменить рельс или даже закрыть перегон. Особо строгая проверка ведётся в районе размещения искусственных сооружений. У нас есть ещё и ручные искатели, с помощью которых мы определяем глубину залегания дефекта. Прибор всё покажет. В летний период ОДР значительно меньше, а вот в межсезонье они чаще дают о себе знать. Виной этому резкие перепады температуры. В месяц, как минимум, один-два остродефектных рельса обязательно приходится выявлять».


График работы операторов дефектоскопной тележки расписан на месяц вперед. Например, сегодня им нужно обследовать 5 км пути, а на следующий день - один км пути и 15 стрелочных переводов. За месяц дефектоскопистам нужно проверить 110 км главных и 3,5 км приёмоотправочных путей, а также 73 стрелочных перевода.


Сигналист предупреждает нас о приближении встречного поезда. Ребята дружно снимают тяжёлую тележку с рельсов. Есть возможность перевести дух и пообщаться.


«Профессия дефектоскописта является не слишком распространённой, но в то же время исключительно важной, - вступает в разговор до этого молчавший Владимир Егоров. – Чтобы стать хорошим дефектоскопистом, нужно профессиональное чутьё, я бы даже сказал, особый дар. Есть среди представителей нашей профессии такие легендарные личности, например, оператор дефектоскопной тележки Алексей Юманов. Вот других слов не подберу, он считался дефектоскопистом от Бога. У него был просто дар на выявление неисправностей. Были случаи, когда он обнаруживал по шесть ОДР в день на одной станции, а ведь в то время тележки были старого образца!»


Сами ребята пришли в профессию после окончания железнодорожного техникума и работы в дистанции пути сигналистами.


«Приглядываясь к «романтикам в наушниках», мечтал стать оператором дефектоскопной тележки, - вспоминает Игорь Николаев. – Профессия привлекала своей необычностью, нравилось состояние постоянного движения, когда каждый день на новом месте и не устаёшь от однообразия. Кроме того, интересно было понять, что за звук раздается в наушниках?»


Как оказалось, голоса у пути звучат разные – на каждый канал связи своя тональность. Однако Игорь сравнивает их все с дальним гудком локомотива. И в этом дефектоскописты тоже видят особую, железнодорожную прелесть.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30