11 апреля 2021 04:50

11 апреля 2021 04:50

фото: Николай Ембулаев

Синергия энергетика

В свой 80-летний юбилей Борис Быков полон сил и идей

За плечами Бориса Александровича Быкова долгая яркая жизнь, связанная с железной дорогой. В ней было много запоминающихся событий, интересных встреч. Его по праву считали одним из лучших специалистов хозяйства электроснабжения Куйбышевской железной дороги. К нему до сих пор обращаются за помощью коллеги. А ему, несмотря на то, что есть, чем гордиться, всё кажется, что в этой жизни он чего-то не успевает. И старается претворить свои идеи, планы и мечты.

Борис Александрович вырос в маленьком селе Ульяновской области, где вплоть до середины 50-х годов даже электричества не было. Ближайшая станция – Налейка – находилась в 20 км от его отчего дома. Ни железной дороги, ни паровозов он в детстве не видел. Отец пропал без вести на фронте, мать от темна до темна трудилась в колхозе. Когда двоюродный брат, Виктор Харламов, учившийся на помощника машиниста в Сызранском железнодорожном училище, предложил поехать с ним, Борис согласился с радостью.


«Мне так хотелось учиться, что было даже всё равно – где и чему, - вспоминает Борис Александрович. – Председатель колхоза  отказался выдать справку для получения паспорта – ему не хотелось терять работника. Помогла его дочка. Она тайком взяла у отца нужный бланк с подписью и сама поставила печать. Так что можно сказать, в железнодорожники я не пришёл, а сбежал».


По прибытии в Сызрань выяснилось, что приём в училище практически закончен. Предложили учиться на  электромонтёра контактной сети.


«Никто даже толком объяснить не мог, что это за профессия, это был первый набор по специальности», - продолжает рассказ Борис Александрович.


Учиться ему понравилось, всё было в диковинку и вызывало интерес. Электрификация железных дорог только-только начала зарождаться. По распределению попал на Свердловскую железную дорогу, оттуда ушёл в армию. Во время службы времени даром не терял – окончил восьмой класс. Демобилизовавшись, приехал на Куйбышевскую дорогу. И сразу был назначен бригадиром в дистанцию контактной сети. Инициативного, грамотного и ответственного работника быстро повысили до мастеров, а потом назначили начальником дистанции контактной сети на ст. Липяги.


«Опыта и мастерства мне хватало, а вот знаний было не достаточно, - говорит Борис Александрович. – И я старательно учился. Окончил вечернюю школу, техникум, а потом и институт инженеров железнодорожного транспорта».


К тому времени он уже был начальником дистанции контактной сети на станции Куйбышев. Острый ум, инженерное мышление, высокая работоспособность и стремление к познанию нового помогали Борису Александровичу выстраивать карьеру. При этом ни на одну из должностей, что занимал за долгую трудовую деятельность, он особо не рвался. Просто привык отвечать за порученное ему дело.


При непосредственном участии Быкова проходили основные этапы электрификации Куйбышевской железной дороги, вводились в эксплуатацию новые энергетические мощности, внедрялись технологии, обновлялось оборудование.


Перевод на должность начальника отдела эксплуатации контактной сети и тяговых подстанций службы электрификации и электроснабжения дался Борису Александровичу тяжело. Пришлось учиться составлять приказы, оформлять документы. Поначалу это казалось сущим адом.  Но постепенно привык.


Он очень дотошно относился к своим обязанностям, ведь именно на нём как на руководителе, лежал груз ответственности за своевременное проведение технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов, обновление и реконструкцию электрифицированных участков. Строители и монтажники иногда даже обижались на Бориса Александровича – после многочисленных проверок он лично, очень придирчиво, принимал в эксплуатацию каждую опору, каждое устройство, осознавая, что от этого зависит надёжность, а в конечном итоге – безопасность движения.


Его труд отмечен званием «Почётный железнодорожник» и орденом «Знак Почёта», медалями, грамотами и благодарностями.


После выхода на пенсию Борис Александрович ещё пять лет на контрактной основе трудился ревизором. А потом  преподавал на курсах повышения квалификации в Дорожном учебном центре, обучая электромонтёров и электромехаников контактной сети. Руководил дипломными проектами выпускников профильных техникума и вуза.

Борис Александрович стал одним из инициаторов издания и авторов книги об истории становления и развития хозяйства электроснабжения, которая вышла к 60-летию службы. Руководил созданием действующего полигона контактной сети в Самарском техникуме железнодорожного транспорта. Так уж устроен, привык всегда быть в движении, сидеть на месте ему скучно и неинтересно.


Борис Александрович благодарен судьбе за встречу с женой, Валентиной Михайловной. Они стали основателями железнодорожной династии. До выхода на пенсию супруга работала экономистом в отделении дороги. Обе дочери, Ирина и Людмила, также трудились на магистрали. Здесь же, в Куйбышевской дирекции электроснабжения работает и один из четверых внуков, Андрей Сейчук.


В свои 80 лет Борис Александрович полон энергии и замыслов. Он не теряет бодрости духа и занимает активную жизненную позицию.  Продолжает учиться и познавать для себя что-то новое – ведь в жизни ещё так много неизведанного.

Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30