11 апреля 2021 21:17

11 апреля 2021 21:17

Чтобы помнили

На кафедре «Локомотивы» СамГУПС будет создана именная аудитория-музей

Андрей Балакин, заведующий кафедрой «Локомотивы»  ФБГУ «СамГУПС», к.т.н., доцент
Более чем за 40 лет существования кафедра «Локомотивы» ФБГУ «СамГУПС» подготовила не один выпуск высококлассных специалистов. Связь поколений является важной частью воспитательной работы при подготовке молодых инженеров. Андрей Балакин загорелся идеей увековечить память тех, кто стоял у истоков создания кафедры – Евгения Станиславовича Павловича и Юрия Евгеньевича Просвирова

В период реформирования высшего профессионального образования руководить учебным процессом задача не из простых, особенно когда уровень образования выпускников школ, судя по результатам ЕГЭ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В сентябре вчерашние школьники придут в вузовские аудитории полноправными студентами. Как сделать так, чтобы у них изначально, с первых дней обучения, пробудился интерес к познанию, к пониманию того, что за ними будущее отрасли, страны в целом? Таким вопросом задаются во многих вузах. Ответ очевиден, убеждён зав кафедрой Андрей Балакин – устойчивой связью поколений.


«Я сам учился у преподавателей, во всём стремился походить на них, и во время учёбы в институте, куда я поступил в 1992 году, и в аспирантуре, – рассказывает Андрей Балакин. – Евгений Станиславович Павлович согласовывал тему моей диссертации, Рушан Габдуллович Валиуллин, был моим научным руководителем, и сейчас работает на кафедре, Юрий Евгеньевич Просвиров, – все они стали учителями не только в учёбе, но и по жизни. Это было поколение сильных духом, одержимых своей профессией людей, которые сумели эти качества и устремления передать нашему поколению. Наша обязанность донести до нынешних студентов. Ответственность за будующую работу и умение гордиться сувоей профессией».


Павловича утвердили ректором вновь созданного Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ) в апреле 1973 года. Формирование научно-педагогического коллектива, становление лабораторной базы, строительство студенческих общежитий, создание Вычислительного центра, организация профориентационной работы среди выпускников школ, завоевание позиций среди железнодорожных вузов страны, - всё легло на его плечи. Евгений Станиславович – один из основателей научной школы вуза, приоритетным направлением которой и сегодня является повышение надёжности и эффективности локомотивов.


Ю.Е. Просвиров более 40 лет своей жизни отдал вузу, умело сочетая педагогическую деятельность и научную практику. Из них более 30 лет бессменно руководил кафедрой «Локомотивы». Большое внимание Юрий Евгеньевич уделял созданию творческого педагогического и научного коллектива кафедры. Благодаря его организаторским способностям был создан научный потенциал, позволивший открыть Докторантуру, Совет по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций. Юрий Евгеньевич с 2001 по 2012 годы был председателем диссертационного совета, в котором за указанный период было защищено 5 докторских и 51 кандидатская диссертация, в том числе сотрудниками и аспирантами кафедры. На основе научных исследований, выполненных под его непосредственным руководством было подготовлено и успешно защищено 15 кандидатских и одна докторская диссертация.


Ю.Е. Просвиров являлся членом Учёного совета института транспортной техники и сооружений, членом Учёного Совета университета, председателем методической комиссии по специальности 190301 – Локомотивы, членом научно-методического Совета университета, членом научно-методического Совета специальностей 190301 и 190303 вузов Министерства транспорта РФ.


Подготовил лично более 600 инженеров, многие из которых работают на руководящих должностях системы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Полный список научных и учебно-методических трудов Юрия Евгеньевича содержит более 450 наименований и среди них – 3 учебника для вузов железнодорожного транспорта.


Большой заслугой Юрия Евгеньевича является открытие специальностей: «Локомотивы» – 1986 г., «Вагоны» – 1987 г., «Электровозы» – 1988 г., «Строительные дорожные машины» – 1997 г.


По мнению коллектива кафедры, для формирования приверженности тради- циям железнодорожников, необходимо создать аудиторию, оснащённую современным мультимедийным оборудованием для проведения вводных занятий с будущими инженерами, на которых рассказывают о истории становления кафедры, её руководителях и преподавателях.


В аудитории будет не только вся история кафедры, но и стенды, посвящённые её основателям. Это наш долг памяти. Молодое поколение должно знать, с какими трудностями создавалось всё то, что мы сегодня имеем, как и кем копился годами весь этот интеллектуальный багаж, который достался им в наследство, и что у них есть все возможности продолжать эти традиции и также преумножать.

Наша справка


Кафедра «Локомотивы» была образована первого сентября 1973 года и именовалась кафедрой «Специальных дисциплин». На ней велись занятия по 256 дисциплинам. Первым руководителем кафедры стал Евгений Станиславович Павлович, д.т.н., профессор. В 1974 году состоялся первый выпуск инженеров в количестве 25 человек по заочной форме обучения. Постепенно начинают открываться другие кафедры, в  1975 году её переименовывают в «Подвижной состав и тяга поездов», а с 1976 года – в «Подвижной состав железных дорог». С 1984 года по август 2012 года кафедрой неизменно руководил Юрий Евгеньевич Просвиров, д.т.н., профессор. До 1988 года кафедра готовила инженеров для вагонного и локомотивного хозяйств. С 1989 по 1997 – добавили «Электроподвижной состав». С 1990 года и по настоящее время кафедра носит название «Локомотивы». С ноября 2012 года и по настоящее время руководит кафедрой «Локомотивы» к.т.н., доцент Андрей Юрьевич Балакин. С 1975 по 2014 г.г. кафедрой по специальности «Локомотивы» выпущено по заочной форме обучения более 1500 инженеров (38 выпусков), с 1991 г. по настоящее время по дневной форме обучения более 1200 специалистов.

Нина Корнильцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30