11 апреля 2021 21:16

11 апреля 2021 21:16

фото: Владимир Вейс

Единомышленники

Они составляют костяк резерва проводников

Есть истории о людях. Есть истории и о поездах. Например, о «девятке», которой сегодня 50 лет, и которая все эти годы предоставляет пассажирам скорость, комфорт и уют, а для молодых проводников является школой профессионализма, отправной точкой в карьере. Сюда берут уже испытанных в деле и самых достойных. Здесь становятся высококлассными специалистами.

Поезд № 9/10 Самара – Москва – Самара, в постонародье – «девятка», впервые отправился в путь в июне 1964 года. А уже в ноябре 1965 года был переведён в категорию фирменных и получил название «Жигули», в честь части Приволжской возвышенности, расположенной на правом берегу Волги.


Как рассказала одна из проводниц того самого первого рейса Антонина Михайловна Ананьева, они уже на курсах знали, что будут работать на новом поезде. Их специально готовили к этой работе и уже тогда им пошили элегантные костюмы, которые отличались своим изяществом и строгостью одновременно. Потом были и другие, но этот символизировал начало пути: её – во взрослую жизнь и поезда – в долгую и счастливую дорогу. А свою самую первую форму Ананьева сохранила и передала в Дорожный музей. Теперь это часть истории Куйбышевской железной дороги.


«Да, за столько лет, что я работала проводником на «Жигулях», форма менялась неоднократно, - заметила председатель ППО  пассажирского вагонного депо Самара Ирина Медведева, - синяя, серая, с пилотками и беретами». И словно в подтверждение достаёт из шкафа сразу несколько пиджаков. Все наперебой начали их примерять. «Вот эта была самая любимая, а вот эта сразу как-то не понравилась, а потом оказалась самой удобной. А вот эта, с позолотой, – торжественная. Смотрите, эта на мне не сходится…И эта тоже, - слышалось со всех сторон. – А на мне хорошо сидит. Да ты у нас всегда была стройной». Чувствовалось, что эти воспоминания приносят всем радость.


За пятидесятилетнюю историю много поколений проводников прошли школу жизни в «Жигулях». Недавно они собрались в профкоме пассажирского вагонного депо Самара, чтобы просто пообщаться. За сегодняшней суетой это редко удаётся.


Вот Нина Гребенькова, в пассажирском вагонном депо с 1983 года. А начинала, как водится, проводником пассажирского вагона. Пять лет отъездила, потом перешла в комплексную бригаду по уборке «Жигулей».


«Вагоны всегда были хорошие, чистые, - вспоминает она. – Проводники их сдавали в таком  состоянии. Протрут рундуки, третьи полки, мусор выметут. Потом уж мы принимались  за работу. Сначала  мочалили, потом  мыли всё. За мной был СВ закреплён. Один раз в месяц проводили генеральную уборку. «Жигули» и так всегда отличались чистотой, красотой, но после  этого просто блестели. Надо сказать, что такая работа приносила удовлетворение. Все, кто соприкасался в работе с фирменным поездом, прикипали душой к нему, к своей работе».


«А для меня поезд «Жигули» стал не только отправной точкой карьерного роста, но и определил всю дальнейшую жизнь, - рассказала Анна Смирнягина,  инструктор поездных бригад фирменного поезда «Жигули». –  Именно  здесь я встретила свою вторую половинку, так же, как и Светлана Петровна Корнева, начальник поезда «Жигули». У нас с ней удивительно схожие судьбы. Обе пришли на работу после окончания училища №28, обеим пришлось до исполнения 18 лет поработать в прачечной: гладили, комплектовали бельё. И, наконец, обе влюбились в поездных электромехаников».


В августе 1985 года Анну, наконец, включили в состав комсомольско-молодёжной бригады «Жигулей» проводником купейного вагона и девушка отправилась в поездку.


«Как сейчас помню, - говорит она, - Олег пришёл устранять какую-то неисправность. Я сидела около электрощита и  пыталась что-то подсказывать. На что он, то ли в шутку, то ли всерьёз, неожиданно сказал: «Как ты много знаешь». Слово за слово, познакомились, начали дружить». Всё закончилось свадьбой. Вместе они уже 26 лет.


А вот и Олег Александрович заглянул на минутку, он до сих пор поездным электромехаником на «фирменном». Более четверти века готовит составы к поездке. В депо с 1982 года,  на всех поездах поездил, с 1986 окончательно перешёл на «Жигули».


«С тех пор поезд претерпел много модернизаций, - говорит Олег Смирнягин. – В 1992 году пришли немецкие вагоны СВ  с холодильниками в служебном вагоне, в 1996 –  его состав пополнили вагоны повышенной комфортности, в 2003 – штабной вагон, в котором предусмотрено купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а в 2009 – вагоны «люкс». Микроволновые печи, радиосвязь, душевые кабины, итак по нарастающей. Работать интересно.


Светлана Корнева 30 лет в депо и только на «Жигулях».


«Чем выше статус поезда, тем больше ответственности, - подчёркивает она. – Очень требовательный пассажир сейчас. Мы должны быть грамотными, образованными, разбираться в психологии. В своё время наставники заразили нас до фанатизма «Жигулями». Я начинала у Надежды Николаевны Крючкиной и очень многому у неё научилась. Исполнительской дисциплине, требовательности, прежде всего к себе, а потом к другим, умению работать с людьми, с коллективом и в коллективе, уважать старших, оберегать младших. Мы росли вместе со своими пассажирами. Они нас знают, мы их. По многу лет они ездят с нами, а значит, ценят наш труд. Это затягивает, здесь приобретаешь вкус, цвет, запах и в этом варишься. Радует молодёжь. Импонирует, что стремятся  не заработать, а работать. И работают на совесть».


У Натальи Дмитриченко, заместителя начальника Самарского резерва проводников, тоже самые добрые воспоминания от «Жигулей», хотя проработала она в этом поезде один год.


«В 2000 году, после выхода из декретного отпуска, я попала в молодёжную бригаду, к Сергею Ермольчеву. Он и сейчас работает в депо мастером производственного оборудования. Так у нас каждый член команды старался поддерживать заданный ритм работы, помогал друг другу. Это была единая команда». «А помните, поезд Самара – Варшава ходил года три и нас, как лучших работников, включили в состав его бригады? - вдруг спросила Ирина Медведева, - но все были настолько преданы своему поезду, что со слезами на глазах умоляли руководство не переводить с «Жигулей», уверяя, что нас никакая заграница не прельщает».


Они говорили наперебой, охваченные мыслями и о прошлом, и о настоящем. Ведь они ещё молодые, полные энергии, впрочем, как и их любимый поезд, который с годами становится всё современнее.

Нина Корнильцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30