20 апреля 2021 07:27

20 апреля 2021 07:27

фото: Николай Ембулаев

Грани безопасности

Острая динамика в повестке дня профсоюзного пленума

На обеспечение безопасности движения поездов ОАО «Российские железные дороги» ежегодно направляет десятки миллиардов рублей. На полигоне Куйбышевской железной дороги только в 2013 году израсходовано 2,2 млрд. Зримые результаты есть. Тем не менее, количество происшествий на дороге ещё измеряется сотнями.

Если за весь 2013 год на магистрали зафиксировали 10 грубых нарушений безопасности движения, то только в январе-феврале нынешнего года – 9. Выросло количество излома рельсов, задержек составов из-за неисправности контактной сети. Тревожные показатели не остались без внимания профсоюза. Проблемы в этой сфере обсудил Пленум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.


Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Радик Кильдияров считает, что причины негативной динамики кроются в системной области. По его мнению, менеджмент безопасности движения чаще нацелен на поиск виновников нарушений, нежели на устранение причин, а принципы безопасности подспудно ставятся в угоду коммерческому результату.


«Более чем у 40% путей, которые мы обслуживаем, просрочены средний и капитальный ремонты. Для поддержания перегонов в безопасном состоянии дистанция испытывает ощутимую потребность в нашпальных накладках, но поставок нет», – рассказал дорожный мастер Инзенской дистанции пути Вадим Абдулкаюмов.


Председатель Дорпрофжел Михаил Миронов подчеркнул, что содействие безопасности перевозок – обязанность профсоюза и работников, закреплённая в Коллективном договоре ОАО «РЖД». Многие профкомы находят способы эффективного влияния на аспекты, которые связаны с безопасностью перевозок – на вопросы охраны труда, обеспечения работников качественным инструментом и спецодеждой. Однако ещё многого предстоит добиться.


Не сняты с повестки проблемы доставки работников к местам проведения работ, обеспечения средствами малой механизации. В Дёме назрела необходимость строительства нового дома отдыха локомотивных бригад. В неприспособленном здании размещён бригадный дом на станции Предкомбинатская. Локомотивщики Уфы обращают внимание на эргономику труда.


«В кабинах всё меньше свободного пространства. Растёт количество приборов. Сегодня машинист не только ведёт поезд, но и, например, смазывает рельсы, а это рассеивает внимание. Вместе с тем, даже в модернизированных ЧС2К, ВЛ10К и ВЛ10УК нет туалетов», – отмечает председатель профорганизации эксплуатационного локомотивного депо Андрей Прокофьев.


В неприемлемых условиях вынуждены пребывать работники Кузнецкого участка Пензенской дистанции погрузочно-разгрузочных работ, где недавно произошёл случай группового травматизма. Бытовые помещения находятся в аварийном состоянии, отсутствуют вода и туалет.


Профсоюз обращает внимание на то, что штаты ряда предприятий не укомплектованы. Так, в Рузаевской дистанции пути работают только 88% от необходимого числа монтёров и 80% дефектоскопистов. В Пензенской дистанции монтёров пути только 87% от штата. Очевидно, что подобные показатели не укрепляют безопасность перевозок.


Причина в том, что производственный процесс втиснут в прокрустово ложе спущенных сверху фондов оплаты труда, считает Пленум. Не нормы технологического процесса, а административные решения диктуют производству, какое количество работников следует содержать. Есть примеры, когда на предприятии применяется режим неполного рабочего времени даже при положительных результатах хозяйственной деятельности.


«В моей бригаде каждый может подсчитать размер своей зарплаты в зависимости от показателей выполнения системы премирования. Однако правила беззастенчиво нарушаются. В марте монтёры пути получили существенно меньше, чем предполагали. Всё потому, что фонд оплаты труда не только рассчитан на меньшее количество  персонала, чем указано в штате, но даже не учитывает фактическую численность работников. В итоге зарплата, предусмотренная для 505 человек, раскидывается на 530. При этом штат дистанции предполагает содержать 536 человек», – поделился Вадим Абдулкаюмов.


Участники Пленума подчёркивали: такая экономия ФОТ не укрепляет, а ослабляет безопасность перевозок. Вот и в ремонтном локомотивном депо Пенза-3 перестали выплачивать надбавки за личное «клеймо качества», за классные звания, за наставничество и другие.


Критических оценок Пленума был удостоен институт общественных инспекторов по безопасности движения поездов. На магистрали к инспекторам причислены более 2,5 тысячи работников, однако на многих предприятиях их деятельность формальна. Зачастую ни хозяйственный руководитель, ни профком не проявляют активности, чтобы организовать работу общественников. В результате, за солидными отчётными показателями (по итогам 2013 года задекларировано 28 тысяч проверок и более 81 тысячи выявленных нарушений) прослеживается откровенно невысокая отдача.


«Нередко общественные инспекторы не понимают, чего от них ждут, а их замечания остаются без внимания, нарушения не устраняются», – отметил председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка Владимир Филимонов.


Отсутствие системы мотивации тоже не добавляет общественникам инициативы. С этим, похоже, согласны все, но дальше дело не идёт. Как правило, расходы на поощрение активных общественников берёт на себя лишь профсоюз.

Вадим Кожуховский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30