13 апреля 2021 20:32

13 апреля 2021 20:32

«Густав» и «Генерал»

Паровозные гонки: драма, боевик, реальность

Гонки – штука азартная, а когда состязаются между собой не тонконогие лошади, а многотонные махины-локомотивы, волнение ещё сильнее. Интересно и зрителям, и актёрам, в реальности переживающим происходящее. Так было, например, с фильмом Алексея Учителя «Край», который в своё время был номинирован на «Оскара».

Название сибирской станции Край в фильме символическое: кажется, глуше и оторваннее от жизни места не придумаешь. Туда, на лесозаготовки, где живут ссыльные, сразу после войны приезжает Игнат – фронтовик, бывший машинист. «Чем он лучше меня?» – спрашивает у поселенки Софьи некто, в неё влюблённый. «В нём чертей больше», – исчерпывающе характеризует Игната Софья, которую блестяще сыграла Юлия Пересильд. Действительно, чертей у героя в исполнении Владимира Машкова более чем достаточно. Мрачному, глядящему исподлобья «победителю», кажется, безразлично всё – дай только погонять на паровозе. Даже фронтовая контузия им приобретена в процессе очередного паровозного лихачества. Разумеется, узнав, что на острове, куда ведёт единственный разрушенный мост, стоит забытый паровоз, Игнат немедленно отправляется туда. И вдобавок к искомому находит немецкую девушку Эльзу, который год ведущую жизнь Робинзона Крузо. Её отца, инженера, строившего мост, арестовали в начале сороковых, с тех пор она прячется и не знает, что немцев теперь ненавидят.


Странных, изломанных жизнью героев объединяет паровоз «Густав», который им, конечно же, удаётся починить и провезти по наспех починённому мосту, опоры которого за ними тут же рушатся. Сказочный сюжет с элементами боевика, отсутствием своих и чужих, плохих и хороших, при этом с классической борьбой добра и зла. Зло воплощает грозный чекист Фишман, которым пугают взрослых и детей. Правда, позже выясняется, что имя Фишман принадлежит не чекисту, а паровозу серии ФШ-М. Борьбу добра со злом славно символизирует финальная гонка паровозов. Вот они мчатся бок о бок, восстановленный героями «Густав» и «Фишман», изрыгая дым и пламя. Только у первого дым белый, как ангельское крыло, а у второго – чёрный, как стая воронья. И кто здесь после этого главные герои?


Потрясающими актёрами называл паровозы режиссёр фильма Алексей Учитель: «Это живые существа: они шипят, пар выпускают, иногда злятся, иногда бывают добрыми, а иногда они прямо в кадре сходили с рельсов... Когда мы снимали последний кадр картины, огромный паровоз просто взял и поехал, несмотря на то что стоял на тормозах. И только профессиональный машинист, который помогал нам в съёмках, смог его остановить».


В съёмках, проходящих в Ленинградской области, где были выстроены декорации таёжного посёлка, принимали участие настоящие довоенные локомотивы 1905, 1928 и 1941 годов. Приходилось им нелегко: работа шла на износ, ведь гонки и прочие рискованные эпизоды были самые натуральные. Ов-324, или попросту «овечка», «сыгравшая» «Густава», была выпущена в 1905 году на Невском заводе. Паровоз прошёл Финскую и Отечественную войны. «Актёр» уже заслуженный – снимался в «Гибели империи», «Идиоте», «Статском советнике», «Анне Карениной» Сергея Соловьёва.


Легендарная «овечка» постройки 1905 го¬да возглавляла колонну ретротехники на паровом ходу в честь 100-летия локомотивного депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский. По случаю юбилея раритеты из необычной коллекции прошли парадом, многие участвовали и в юбилейных рейсах, приуроченных к 175-й годовщине легендарной «чугунки» Петербург – Царское Село. Теперь же они используются для организации поездок, ретротуров, киносъёмок.


В «Крае», несмотря на закалку, паровозу пришлось нелегко: сцена, где «Густав» выезжает на мост и под ним всё трещит и ломается, снималась по-настоящему, без всяких спецэффектов. Впрочем, не легче пришлось и его «машинисту» Владимиру Машкову: «В течение девяти месяцев я буквально жил в паровозе. Это – уникальное существо, и понять, как его оживить, – увлекательнейший процесс, один из бонусов актёрской профессии. Зато теперь могу сказать без всякого преувеличения: я действительно умею обращаться с этой машиной!» Что и подтвердило выданное актёру после работы над картиной настоящее удостоверение машиниста. За время съёмок Машковым был приобретён ещё один странный навык. В одном из эпизодов герои, не отходя от рабочего места, жарят яичницу на лопате, которой бросают уголь в паровозную топку. После чего актёр провозгласил себя «лучшим производителем яичницы на лопате» и даже попытался угостить ею приехавших на съёмки представителей РЖД.


Были во время съёмок и другие неординарные моменты. «Мы снимали эпизод, когда Машков должен был упасть с моста, а потом поплыть, – рассказывал Учитель. – И когда, видимо, вяло крикнули «стоп», никто не услышал: Володя проплыл мимо каскадёров, которые должны были его вытаскивать. А дальше шли пороги. Река, на которой мы снимали, очень бурная. И только благодаря мужеству Володи и каскадёров его чудом удалось вытащить. А несколько минут спустя он уже был готов снимать следующий дубль».


И всё-таки самыми запоминающимися кадрами фильма остаются паровозные гонки – с искрами, паром, азартом, скоростью на пределе. Не каждый же день такое увидишь. Правда, полутора веками раньше, на другом полушарии, в апреле 1862 года подобную картину можно было наблюдать воочию. Этот эпизод кровопролитной американской Гражданской войны  Севера и Юга вошёл в историю под названием «великая паровозная гонка». Добровольцы северной армии под руководством Джеймса Эндрюса угнали у конфедератов грузопассажирский состав и направили его по дороге, соединяющей Чаттанугу с Атлантой, в буквальном смысле сжигая за собой мосты, повреждая рельсы и перерезая провода.


Случилось это на станции Биг Шанти (ныне Кеннесо), где поезд стоял 20 минут, – пассажиры и железнодорожники успевали позавтракать. Вот и проводник Уильям Фуллер с машинистом расположились поесть, когда увидели в окно, что их паровоз «Генерал» с тремя грузовыми вагонами (пассажирские отцепили) уезжает без них. Железнодорожники кинулись в погоню – сначала пешком, потом на дрезине, затем на паровозе «Техас». В итоге восемь «угонщиков», включая Эндрюса, были схвачены и повешены. После победы северян некоторые участники «рейда Эндрюса» стали первыми награждёнными медалью Почёта. Часть из них – посмертно.


История прямо просилась на экран, и в 1927 году американский режиссёр и замечательный комик Бастер Китон снял комедию «Генерал», считающуюся самым дорогим проектом эпохи немого кино, – с многолюдными сражениями, захватывающими паровозными гонками и падением самого настоящего паровоза в реку. (Бастера звали «каменным лицом» – первый комик, не смеявшийся собственным шуткам.) В сюжет «для интереса» была добавлена девушка, подруга машиниста. В следующий раз о «рейде Эндрюса» кинематограф вспомнил в 1956 году. В версии режиссёра Френсиса Д. Лиона история, вышедшая в советском прокате под названием «Крутой маршрут», приобрела жанр боевика. Интересно, что роли паровозов в обеих картинах исполняли подлинные «Генерал» и «Техас», обоим ко времени съёмок последнего фильма было около ста лет.


В отличие от прочих участников великой паровозной гонки «Генерал», выпущенный в 1855 году, жив и поныне. Он хранится в Южном музее истории Гражданской войны и локомотивов в городе Кеннесо штата Джорджия и занесён в национальный реестр исторических мест США.

Мария Анисимова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30