16 апреля 2021 02:47

16 апреля 2021 02:47

фото: Александр Савенков

Путь – на карандаш

В дистанциях пути начали работу контролёры состояния железнодорожного пути.
С представителем этой новой профессии встреча проходила как в шпионском фильме: я сидел в последнем вагоне пригородного поезда, а он зашёл на следующей станции и узнал меня по условному знаку – газете «Гудок» в руках.

«Лев Николаевич Павлов, контролёр состояния железнодорожного пути», - представился он.


«Литературное у вас имя-отчество», - припоминая классика, невольно вырвалось у меня.


«Да уж, впору мемуары писать, - подхватил Лев Николаевич. – Пока же приходится довольствоваться заметками иного рода». В подтверждение своих слов он достал блокнот, весь испещрённый записями, с которого началась летопись его новой профессии, введённой на полигоне дороги в марте этого года.


Мы проезжаем ещё пару остановок в Инзенском направлении и выходим на блокпосту 873 км. С этого места начинается участок Льва Павлова, а заканчивается он 885 км, почти до станции Ульяновск-Центральный. Сегодня по графику нужно осмотреть шесть километров пути перегона Охотничья – Студенческая, поэтому дожидаемся ухода пригородного поезда и приступаем к работе. У Льва Николаевича с собой набор необходимых ручных средств путеизмерения: универсальный и путевой шаблоны, штангенциркуль и, конечно, блокнот для фиксирования всех замечаний. Осмотр пути начинаем с пикета №7.


«В нашу задачу входит тщательный осмотр пути, стрелочных переводов и земляного полотна, принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов, - объясняет Лев Павлов. – Проверяем и маркируем шпалы, требующие замены, измеряем износ рельсов и металлических частей стрелочных переводов. Сопровождаем также дефектоскопистов, если они работают на нашем участке. Одним словом, ведём контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ».


В первую очередь мы осматриваем изолирующие стыки рельсов. Они предназначены для электрической изоляции одного блокучастка от другого на магистральных железных дорогах. Смотрим, чтобы изоляция была на месте, а болты крепко закреплены. Не успели сойти с поезда, как Лев Николаевич сразу обращает внимание на гнилую шпалу. В блокноте немедленно появляется первое замечание: «873 км, пикет №7, в изостыке заменить одну шпалу».


Идём дальше, внимательно осматриваем попеременно правую и левую рельсовую нить пути, чтобы рельсы шли ровно, без острых углов. Следующая запись в блокноте касается пикетных столбиков, не имеющих должного эстетического вида: где-то их нужно подкрасить, а где и выровнять после зимы, в безопасности движения поездов мелочей не бывает. Вот и сейчас Лев Николаевич ещё издали замечает выплески на втором изостыке и вносит замечание в свой «протокол». На пикете №8 он внимательно обследует рельсовый стык – место соединения двух рельсов на железной дороге.


Доходим до стрелочного перевода, и Лев Николаевич тщательно измеряет все его параметры, так как этот элемент верхнего строения пути требует повышенного внимания. Павлов обращает моё внимание на недостаточную ширину балластного слоя под шпалой. От того, что на шпалах мало щебня, путь может просесть, а в условиях жаркой погоды и «заиграть». Предстоит контролёру проверить и искусственные сооружения, поэтому мы спускаемся вниз и осматриваем русло трубы водоотвода: не рассыпается ли оголовок, не завален ли мусором.


Все сведения о замечаниях контролёр пути передаёт руководству дистанции пути и, в первую очередь, наиболее значимые неисправности, чтобы они оперативно были устранены укрупнённой бригадой, которая базируется на станции Майна и насчитывает около 30 человек. А вот менее значимые неисправности, к примеру, сломанные подкладки, можно устранить, напрямую, связавшись с мастером и не дожидаться, когда замечания дойдут до адресата.


«Повышается безопасность движения поездов и облегчается работа монтёров пути, - уверен Лев Павлов. – Я размечаю мелом будущий фронт работ и, выезжая на перегон, путейцы не тратят время на обнаружение неисправностей, а приступают сразу к делу».


До должности контролёра Лев Павлов числился бригадиром по осмотру пути. Обязанности, по сути дела, остались прежними, отличие лишь в том, что теперь главный упор в работе делается не на ремонт, а контроль состояния пути. И в этом деле мой собеседник преуспел, считается одним из лучших.


Льву Павлову 52 года. Родился в посёлке Силикатный.  На «железке» работает с 1980 года. Вообще-то Лев Николаевич с детства мечтал стать моряком, поступал в Севастопольскую мореходную школу, но не сдал норматив по плаванию. Тогда решил стать железнодорожником, пошёл по стопам двоюродного брата, окончил Ульяновский железнодорожный техникум и начинал работать прорабом в ПМС-149.


Метр за метром, мы проходим весь участок пути, который включает в себя три станции – Студенческая, блокпост 875 км и Анненково, и три подъездных пути. За это время блокнот Льва Николаевича заполняется около семи десятков замечаний, которые будут устранены в ближайшее время.


Уже с середины пути у меня произошла «авария»: ботинки «запросили каши» и были безнадёжно испорчены. Что и говорить, для ходьбы по шпалам годится лишь крепкая обувь путейца, но и она, порой, трещит по швам от ежедневных нагрузок. Но Лев Николаевич не жалуется – такая работа.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30