13 апреля 2021 13:47

13 апреля 2021 13:47

фото: Татьяна Гнусарева

День в день

У администрации Октябрьска есть предложения по совместному развитию социально-культурной сферы города

Владимир Чихирев, глава администрации городского округа Октябрьск
Железная дорога на протяжении всей истории Октябрьска занимает одно из центральных мест в его судьбе. И сейчас город продолжает сохранять тесную связь с магистралью.

– Владимир Александрович, в этом году исполняется 140 лет с тех пор, как до Батраков – посёлка-прародителя нынешнего Октябрьска – была проложена Моршанско-Сызранская железная дорога. Вся история города Октябрьска тесно связана с транспортом. Какую роль играет магистраль в жизни современного города?


– Открытие в конце XIX века железнодорожной станции и моста через реку Волгу дало мощный толчок развития территории. Здесь находились железнодорожные ветки трёх дорог: Московско-Казанской, Самаро-Оренбургской и Самаро-Златоустовской. Во время Великой Отечественной войны они возглавили список стратегических объектов территории, и для их охраны был создан 767-й Зенитно-артиллерийский полк. До 1957 года станция Батраки, и до 2000-х годов станция Октябрьск была одной из крупнейших на дороге.


Современный Октябрьск не представляется без магистрали: работают железнодорожная станция, локомотивное депо, путевая часть и другие структурные подразделения ОАО «РЖД», пропускает пассажирские и грузовые составы Александровский (Сызранский) железнодорожный мост через реку Волгу. Железная дорога протянулась по городу на 30 километров. На территории Октябрьска расположено семь станций и платформ для остановок электропоездов. Основная часть работоспособного населения регулярно пользуется этим видом транспорта – многие жители города учатся и работают в Сызрани и Самаре. Безусловно, для нашего города присутствие ОАО «РЖД» и его участие в социально-экономическом развитии территории имеет огромное значение.


– На территории Октябрьска сохранились несколько старинных объектов железнодорожного транспорта – водонапорная башня, здания железнодорожного вокзала и депо постройки XIX века. По сути, это уникальные сооружения, которые представляют историческую ценность и для города, и для железной дороги. Существует ли какая-то программа их сохранения для потомков? Не планируете ли в связи с этим развивать туристический бизнес?


– Фонды городского краеведческого музея хранят большую коллекцию документов и экспонатов железнодорожной тематики. Да и сам музей находится в историческом деревянном здании, где когда-то располагался вокзал Московско-Казанской железной дороги. А символом его является железнодорожный фонарь.


В перспективе планируется открытие музея Александровского моста и гостиницы с воссозданием бытовых условий XIX века. Сегодня именно железная дорога смогла бы помочь открыть новые грани взаимовыгодного сотрудничества городов-станций и Куйбышевской железной дороги. Горожанам бы очень хотелось, чтобы ОАО «Российские железные дороги» стало участником и финансовым партнёром этого проекта, помогло нам в создании макета станции Батраки, а также оказало содействие по благоустройству стелы работникам станции Октябрьск, погибшим в годы Великой Отечественной войны.


– Ещё одно уникальное сооружение, которым гордятся октябрьцы, – Александровский мост. Уже несколько лет проводится фестиваль «Мост», который выходит за рамки городского и даже областного мероприятия. Каковы его цели и задачи?


– 17 мая 2014 года в городе вот уже в 14 раз будет проходить Региональный фестиваль социальных и культурных проектов «Мост», направленный на развитие культурной коммуникации территорий и предъявление своего культурного и исторического наследия. Наш фестиваль – интересное, яркое, неповторимое событие в культурной жизни города, место интерактивного отдыха для горожан и гостей города, сюда приходят целыми семьями. Конкурс позволяет инициативной молодёжи показывать свои новые разработки и проекты, которые впоследствии транслируются на ту или иную территорию. «Мост» соединяет в себе социальные и культурные проекты, но самое главное, что на фестивале происходит общение и взаимная передача новаций. С 2001 по 2013 годы участниками фестиваля становились активные горожане, сотрудники учреждений и общественных объединений, школьники и студенты, художники, мастера прикладного искусства, музыканты, коллекционеры, музейщики из Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Республик Мордовия и Удмуртия.


Тематика железной дороги и Александровского моста присутствовала на всех фестивалях. Это вызывает интерес, уважение и гордость за нашу малую родину. Учитывая, что одним из основных направлений деятельности ОАО «РЖД» является развитие социальной политики, мы предлагаем холдингу выступить в роли генерального партнёра Регионального фестиваля социальных и культурных проектов «Мост».


– В Октябрьске немалая часть населения трудится на железной дороге. Возможно и то, что День города отмечается в День железнодорожника – неслучайно. Как взаимодействуют администрация города и Куйбышевская железная дорога?


– На одной из встреч с руководителями железнодорожных предприятий, работающих на территории Октябрьска, достигнута договорённость о взаимодействии в решении социальных проблем города.


В настоящее время на предприятиях железнодорожного транспорта трудятся 3,8 тыс. горожан. Дети железнодорожников ходят в детские сады, школы, культурно-досуговые и спортивные учреждения. Целесообразность в совместном решении городских проблем очевидна.


Есть у нас предложение по развитию социально-культурной сферы. Это может быть совместный проект администрации городского округа Октябрьск и ОАО «РЖД» по строительству дошкольного образовательного учреждения на паритетных началах, который позволил бы снизить социальную напряжённость, улучшить социально-экономические показатели вследствие предоставления возможности более раннего трудоустройства родителей, работающих на полигоне Куйбышевской железной дороги.


Учреждениями культуры города сохраняется и успешно культивируется образ железной дороги. Ежегодное празднование Дня железнодорожника всегда совпадает с главным городским праздником – Днём города. Это очень символично, ведь немалая часть жителей работает на магистрали.


Центральный Дом культуры носит имя «Железнодорожник». Построенный в 1975 году, он долгое время находился на балансе дистанции гражданских сооружений Куйбышевской железной дороги. В 1997 году после передачи ДК в собственность города, он получил название «Русь». Однако впоследствии администрация города совместно с жителями, в благодарность всем работникам железной дороги, приняли решение вернуть историческое название.


Коллектив ДК «Железнодорожник» на протяжении многих лет сотрудничает с профсоюзными организациями предприятий полигона Куйбышевской железной дороги. Проводятся новогодние театрализованные представления для детей работников структурных подразделений станции Октябрьск, выездные концерты, посвящённые Дню железнодорожника. В концертном зале проходит расширенная техническая учёба для работников СПМС-330.


Расширение сотрудничества городской администрации с ОАО «РЖД» в сфере культуры, спорта, образования, молодёжной политики мы видим в активизации участия подразделений холдинга в социально значимых мероприятиях Октябрьска и построении схемы взаимодействия по вовлечению молодёжи в активную жизнедеятельность  в родном городе. Я очень надеюсь на сохранение и преумножение добрых традиций в совместной работе на благо Октябрьска.


Беседовала Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30