22 апреля 2021 06:30

22 апреля 2021 06:30

фото: Владимир Акшаев

Когда всё под рукой

В ремонтном локомотивном депо Самара-Пассажирская свели простои в ремонте до минимума

Использование удобных приспособлений собственного изготовления на трудоёмких операциях, применение других инструментов бережливого производства, позволяет изживать непроизводительные потери времени в ремонтном локомотивном депо Самара-Пассажирская.

В последнем квартале 2013 года итог таков: повышена производительность труда на 110%, минимизированы простои локомотивов в ремонте.


«По итогам работы за последние два квартала у нас произошло значительное снижение по отказам, по событиям. Уже за 2013 год мы вышли на три события против девяти в 2012 году», - рассказывает начальник ремонтного локомотивного депо Самара-Пассажирская Ярослав Ивахненко.


Мы беседуем с ним по важному поводу. В четвёртом квартале 2013 года коллектив депо занял третье место в сетевом соревновании. В разговоре узнаю, что в третьем квартале у ремонтников было второе место в трудовом соперничестве.


«Сработали в конце года даже немножко получше, чем во втором победном квартале, но, видимо, депо, занявшие первые-вторые места, выглядели ещё лучше, - улыбается Ярослав Анатольевич. И серьёзно добавляет: «Скорее всего, это коснулось простоя локомотива в ремонте. Здесь у нас ещё проблемы есть».


Программа ремонта была, безусловно, выполнена. Но и с простоями здесь начали решительную борьбу.  Они упали существенно. Об этом говорит язык цифр. По тепловозам по февралю 2013 года простой на ремонте – 45,75 часа, по февралю уже 2014 года – 19,13 часа. Ожидание составляло 12,73 часа, стало 3,2 часа.


«По электровозам такого резкого снижения не произошло, - замечает Ярослав Ивахненко. – Не секрет же, локомотивы приходят раньше графика, - объясняет он, - ожидание ведь, тот же простой. А машины, бывает, пригоняли и за сутки до ремонта. Теперь мы их загоняем на канавы, осматриваем колёсные пары и уже определяем: необходима ли обточка колёсных пар. Если такая потребность есть, сразу же обтачиваем. И получается, что на следующий день мы берём машину на ремонт, а на следующие сутки на обточку колесных пар она уже не остаётся».


Сдвиги в работе начались с того, что ремонтники защитили проект по переносу станка по обточке колёсных пар. Жизнь заставила. Депо ведь тупикового типа. На западной стороне делался ремонт, а чтобы провести обточку, в ночь машину перегоняли на восточную сторону. И станок перенесли на четвёртый путь запада (бывший цех подъёмки). Появилась возможность сразу обтачивать колесную пару, если нет смены оборудования.


Лин-технологии в депо всегда находились в поле зрения коллектива. И на 2013 год были определены целевые показатели на каждом участке ремонта, вёлся ежемесячный мониторинг. Организовали дополнительное обучение сотрудников депо по бережливому производству.


«Разработан реестр проектов улучшений, с учётом каскадирования проектов - от руководителя предприятия до мастера цеха ремонта», - рассказывает заместитель начальника депо по качеству Илья Митряев. И приводит в пример некоторые из них.


При выполнении контрольных обмеров автосцепного устройства СА-3 электровозам ЧС-2к при проведении ТО-2 возникает потребность в смене СА-3 и при этом возникает потребность в перемещении локомотива на 3-й или 4-й путь депо, при этом ожидание локомотива увеличивается до 8 часов. С целью исключения излишних перемещений оборудован 2-й путь цеха ТО-4 кран-балкой для смены СА-3.


При производстве планового вида ремонта тепловозов возникает потребность в ежесменном пополнении запаса тормозных колодок. С целью исключения излишних перемещений, создан недельный запас колодок в непосредственной близости к ремонтной позиции локомотива.


Техническое обслуживание ТО2 локомотивам приписки Южно-Уральской железной дороги производилось на тупиковом пути ПТОЛ, возникала дополнительная потребность в перемещениях. Исключить их позволила модернизация эстакады третьего проходного пути ПТОЛ для возможности проведения ТО2 электровозам серии ЧС7.


«На третью канаву локомотив просто не проходил, - поясняет Ярослав Ивахненко. - Пришлось подрезать эстакаду, приподнять и выровнять пути, и проблема была решена».


При выполнении цикловых работ на ремонте электровозов ЧС2К возникала потребность в излишней транспортировке и перемещении персонала (до 368 метров) в деповскую кладовую за метизами. Теперь установлены стойки с неснижаемым запасом метизов в цехе по ремонту электровозов.


Мне такую вертушку продемонстрировал заместитель начальника депо по ремонту Александр Кабанов. «В цехе надо было сосредоточить некоторое неснижаемое количество запчастей и инструментов. Система бережливого производства требовала, да мы и сами видели их нужность на примере других предприятий, которые эффективно пользовались таким решением», - говорит он. – Сделали заказ инструментальному цеху, обозначив при этом, что мы хотим. На вертушках разместили ходовые позиции, которые исключают лишние перемещения человека, что существенно позволило сократить время ремонта локомотивов. Все требуемые метизы, запчасти которые нужно менять по циклу, находятся теперь на рабочем месте».


Ремонтники с удовольствием используют опыт родственных предприятий. В автоматном цехе изготовлены стеллажи под исправное оборудование и оборудование, поступившее в ремонт. Помогли разработки Дальневосточной магистрали. 


В электровозном цехе ремонтная канава оборудована гидравлическими домкратами, что позволяет вывешивать две секции локомотивов любой серии одновременно. Разработчик – Восточно-Сибирская железная дорога.


Благодаря этим нововведениям ремонтники получили технологический эффект, избавивший от передвижений в сотни метров в смену.


Остаётся лишь добавить, что в 2013 году рабочими группами депо подано десять предложений по оптимизации производственных процессов. В этом году планируются к внедрению ещё семь проектов.

Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30