11 апреля 2021 04:16

11 апреля 2021 04:16

Пробуждение стрелочника

Образ профессии в кино стал предметом загадочных историй и острых конфликтов

Где-то на краю света, на забытом Богом разъезде, живёт одинокий стрелочник. Он почти разучился говорить. Взгляд его диковат, привычки странны. Даже за едой он не расстаётся с ружьём. Но заметить странности некому, пока... с поезда по ошибке не сходит красивая дама.

Идут дни, нового поезда всё нет. Двое, не имеющие общего языка, продолжают своё вынужденное сосуществование. Так, на пределе напряжения, практически без слов тянется действие фильма «Стрелочник» нидерландского режиссёра Йосса Стеллинга по одноименному роману Жан-Поля Франссанса, приведшее к своеобразному пробуждению героя и печальному финалу.


Совсем иначе трактовал профессию бодрый советский кинематограф. Затерянный в степи переезд становится эпицентром романтического вихря, от которого пробуждаются, кажется, не только герой, героиня и целая бригада бурильщиков, но и птички, кузнечики и муравьишки, во множестве населяющие так славно иллюстрирующую сюжетные повороты картины степь.


Сюжет фильма «Алёшкина любовь» разворачивается в те стародавние времена, когда, постучав в окно ночью, можно было получить не заряд дроби, а кружку молока. Герой мечтает быть геологом, таскает с собой кучу книжек со стихами, через слово извиняется, варит лапшу в холодной воде и постоянно наступает на шланг. Словом, натуральный Иванушка-дурачок, подвергающийся постоянным насмешкам старших и более «умных» братьев-бурильщиков. Но внезапная встреча с тем самым непроснувшимся стрелочником, а вернее, стрелочницей Зинкой, всё меняет и через тернии приводит героя к положенной ему в русском фольклоре победе.


Как ни странно, но когда эта лёгкая, добрая, совершенно безобидная картина вышла на экраны, а случилось это в 1960 году, её в штыки встретили критики и не очень оценил зритель. В журнале «Искусство кино» появилась разгромная статья с указанием идеологических недостатков, а тогдашнему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой пришло письмо от весьма далёких от культуры партийных деятелей: «Кого мы увидели на экране, кто эти люди, чему учат их поступки? Это просто неорганизованная группа пошляков... Удивительно, что, говоря о книгах, эта молодёжь... вспоминает несколько произведений иностранных авторов, как, например, «Пармская обитель» и «Манон Леско». Но не упоминает ни одного произведения советских авторов... Нет, наша рабочая молодёжь не такая!» Фурцева специально отправилась смотреть «вредную» картину и ничего крамольного в ней не обнаружила.


Историю про Алёшкину любовь сочинил сценарист Будимир Метальников – автор мелодрам «Отчий дом» и «Простая история». Ставить её решили на «Мосфильме». Не обошлось без замечаний. «Любовь Алексея рассказана вами ясно, видно, но порой холодновато, вяло, без большого волнения... Хотелось бы больше силы, темперамента в проявлении чувств героев...», – дал заключение главный редактор Третьего творческого объединения Маневич. После очередной доработки сценарий худсоветом в целом был одобрен, хотя Юлий Райзман требовал убрать сцену драки (в итоге состоящей из одной пощечины!), но автор убедил в её необходимости для понимания характера героя.


Постановщиками стали Семён Туманов (позже он снял «Ко мне, Мухтар!») и Георгий Щукин. Это была их первая самостоятельная картина. Начался подготовительный период, а затем и поиски актёров. На роль героини пробовались Изольда Извицкая и Людмила Гурченко, но выбрали 24-летнюю выпускницу Ленинградского театрального института Александру Завьялову. На «Мосфильме» она считалась одной из самых красивых и перспективных актрис.


Поначалу снимать степь и стройплощадку собирались возле Керчи и в строящемся подмосковном Зеленограде, но позднее всю «натуру» перенесли в окрестности Феодосии. Закончился подготовительный период, группа выехала на место, а актёра на роль главного героя всё ещё не нашли. Наконец создателей ленты осенило: да это же Леонид Быков, сыгравший к тому времени смешного влюблённого Петю в «Укротительнице тигров»,  Максима Перепелицу в одноимённом фильме, в «Добровольцах» и «Дорогом моём человеке». Быков сниматься отказывался: «Ну какой из меня Ромео?!» «Мачо» он действительно не был – маленький рост, нос «уточкой», непослушный рыжий чуб... Об этом ему напоминали не раз: и когда выгнали за рост из лётной школы в Ленинграде, и когда не взяли на актёрский факультет в Киеве. «Последний гвоздь» вбил высокий чиновник от культуры, заявивший после просмотра «Укротительницы тигров»: «Как этот гадкий утёнок может быть соперником самого Кадочникова?!» Быков изо всех сил противился уже прилипшему амплуа смешного маленького челове

ка, доказывал, что и в актёрстве, и в режиссуре вполне заслуживает серьёзного отношения.


Собственно, тем же занимается и герой фильма «Алёшкина любовь». Изо дня в день топает он километры по степи к далёкому переезду, чтобы успеть к опускающемуся шлагбауму и, когда поезд пройдёт, сказать своей любви с первого взгляда стрелочнице Зинке еле слышное: «Здравствуйте». Конечно, их первая совместная прогулка была по рельсам – профессия обязывает.


«Быкову, как мне кажется, играть эту роль было легко, ибо он, по существу, играл самого себя, – вспоминал оператор картины Константин Петриченко. – Хочу привести один пример, характеризующий его. Во время съёмки, по ходу действия, Алёшка должен был дать пощёчину одному из геологов, который оскорбил его любимую девушку. Быков, к всеобщему нашему удивлению, наотрез отказался это сделать. Как ни уговаривали его, особенно его партнёр, он согласился только на один дубль». Сцена была снята с одного дубля, что по тем временам считалось чудом. Коллеги, поначалу удивлявшиеся его «странностям», постепенно привыкли к несколько старомодной галантности, способности краснеть, когда кто-то ругался, отчаянной неприязни к галстукам и костюмам, стеснительности. Всё это ничуть не мешало ни Алёшке, ни Леониду Быкову решительно вступаться за девушку или самостоятельно выполнять сложнейшие кинотрюки. Так, на съёмках фильма «В бой идут одни старики» его едва не задавило балластом, загруженным в хвост «Яка» для большей устойчивости.

Но ему и  в голову не пришло выпрыгнуть, когда тяжеленные камни поползли в его сторону. Актёр выровнял самолёт и доиграл сцену. Оказывается, герои бывают и такие.


Артист решил отказаться от комедийных ролей и с 1966 по 1971 годы не снимался вообще. Зато в 1973 году внезапно сбылись все мечты: Быков стал героем, лётчиком-истребителем, сыграв главную роль в фильме «В бой идут одни старики», поставленном им же по собственному сценарию. Картина получила множество наград, а Быков – звание заслуженного артиста Украины и относительную свободу творчества, к которой так стремился.


Последним его фильмом стали «Аты-баты шли солдаты» (1977 год). Мечтавший стать лётчиком, артист погиб в День космонавтики, 12 апреля 1979 года, в автокатастрофе на трассе Минск – Киев. В Киеве, недалеко от Аллеи Славы, стоит памятник герою фильма «В бой идут одни старики». Леонид Быков в образе Маэстро присел на крыло своего самолёта. В 1994 году Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя Быкова.

Мария Анисимова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30