16 апреля 2021 11:04

16 апреля 2021 11:04

фото: Николай Ембулаев

Сверхурочное время

Нагрузка на всех должна быть равномерной, чтобы люди не работали на износ

Эффективность работы локомотивных бригад зависит не только от их продуктивных действий, но и умения организаторов производства предоставить им рациональный режим смены.

В Дирекции тяги сообщают, что по итогам 2013 года локомотивными бригадами допущен 1 млн 100 тыс. 248  часов сверхурочной работы, что на 26% меньше показателей прошлого года. Совершенно очевидно, что руководством дороги, дирекций тяги и движения проделана определённая работа по улучшению использования рабочего времени локомотивных бригад. Практически во всех эксплуатационных локомотивных депо укомплектован штат машинистов и помощников машинистов. К уровню 2012 года на 4% уменьшились непроизводительные потери рабочего времени, на 5,1% снижены потери рабочего времени по переотдыху бригад, на 7,5% снижены часы следования пассажирами, на 3,8% уменьшилось следование локомотивных бригад резервом.


«Однако эти положительные изменения  перечёркиваются непозволительно большим количеством часов сверхурочной работы локомотивных бригад, когда на одного работника локомотивной бригады в среднем по Дирекции за год приходится без малого полторы сотни часов сверхурочной работы»,- говорит главный технический инспектор труда Дорпрофжел Михаил Кузьмин. 


Лидирует в этом списке локомотивное депо Бугульма – 256,5 часа переработки. Затем, депо Ульяновск – 207, 9 часа, Кинель – 192,3 часа, Пенза – 179,4 часа и завершает список  локомотивное депо Рузаевка – 163,4 часа. И только в локомотивных депо Самара  и Стерлитамак сверхурочная работа  не превысила допустимую законом 120-часовую норму.


По Дирекции тяги более 3,5 тыс. машинистов и их помощников имеют свыше 120 часов сверхурочной работы, причём у 173 из них переработки превышают 400 часов.   


Анализ работы говорит о том, что на показатели сверхурочного труда локомотивных бригад существенно повлияли ухудшение качества планирования работ и взаимодействия причастных дирекций, браки в поездной и маневровой работе, отказы технических средств. Отказы напрямую влияют на одну из самых острых проблем, вызывающих выработку сверхурочных часов. По сравнению с предыдущим годом, в 2013 непроизводительные потери рабочего времени  сократились на 3,9% и составили 1 млн 174 тыс.388 часов. При этом в грузовом движении практически повсеместно зарегистрирован рост выработки сверхурочных часов. Условные потери составили 620 человек, или 310 локомотивных бригад.


Общее время превышения норматива оборота локомотивных бригад к аналогичному периоду прошлого года уменьшилось на 14,7% и составило 245996 часов. Потери в людях составили 125 человек. Рост допущен  по депо Ульяновск на 3,8%  и Стерлитамак на 41,7%.


К основным причинам превышения установленных нормативов оборота локомотивной бригады можно отнести опоздания поездов из-за отказа технических средств; задержки у входных сигналов станций; случаи отправления локомотивных бригад с рабочим временем, превышающим нормативы. В 2013 году было отправлено свыше 17000 поездов с накладным временем более двух часов.


Кроме того, в течение 2013 года допущено 202402 часа отдыха локомотивных бригад – свыше 100% рабочего времени, что, в свою очередь, приводило к превышению времени нахождения в обороте, вызывало необходимость постановки в наряд локомотивных бригад имеющих превышение выработки установленной нормы часов рабочего времени. Рост допущен по локомотивным депо: Октябрьск – на 34%, Кинель – 20,4%, Бугульма – 30,8% и Абдулино на 40,2%. 


«Как показывает практика, - говорит Михаил Кузьмин, - среди причин вынужденного отдыха локомотивных бригад свыше установленного норматива можно назвать  неравномерность движения поездов по периодам суток, когда 20% поездов поступают в первую половину суток и 80% – во вторую. Отъём точек отправления в связи с проведением «окон». Несвоевременный подход с соседних дорог, несвоевременная выдача локомотивов с ремонта, с ТО и др».


«Совместно с Куйбышевской дирекцией управления движением нами разработаны мероприятия по сокращению часов сверхурочной работы, улучшению организации работы локомотивных бригад, - рассказал начальник Куйбышевской Дирекции тяги Владимир Герасимов. –  В Дирекции и в эксплуатационных локомотивных депо ведутся подробные анализы использования рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. Ведь в большинстве случаев сверхурочная работа – это ненадлежащее использование локомотивных бригад. Во многих депо машинистов, допустивших переработку, не отстраняли от работы, и переработки росли. Проделана определённая работа по укомплектованию штатной численности локомотивных бригад. На начало 2014 года среднесписочная численность локомотивных бригад составляет 7391 человек при плане 7349. Определён и установлен порядок учёта, контроля и расследования случаев нарушения режима рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад во всех эксплуатационных локомотивных депо».


В рамках колдоговора поставлены задачи председателям первичных профсоюзных организаций эксплуатационных локомотивных депо по регулированию сверхурочной работы локомотивных бригад и отстранения от работы людей, выработавших более 120 часов сверхурочной работы, как того требуют ТК РФ и коллективный договор. Профсоюзные комитеты на своих заседаниях периодически рассматривают данные вопросы, контролируют выполнение мероприятий, направленных на снижение сверхурочных часов, а также плана укомплектования штата локомотивными бригадами. Постоянно участвуют в Днях безопасности и в работе комиссий по разбору нарушений труда и отдыха локомотивных бригад. Профкомы эксплуатационных локомотивных депо ведут учёт использования локомотивными бригадами сверх установленных норм непрерывной продолжительности рабочего времени и согласовывают графики о привлечении работодателем работников к сверхурочной работе.


«Вопросы соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад, эффективности предпринимаемых мер по снижению сверхурочных часов работы в подразделениях Куйбышевской дирекции тяги регулярно рассматриваются  на заседаниях президиума комитета Дорпрофжел, - пояснил председатель Дорожной профсоюзной организации Михаил Миронов. – Буквально  25 февраля  2014 года состоялся очередной президиум на заданную тему, где предложены конкретные меры по улучшению ситуации. Об этом шёл разговор и на прошедшем 12 марта социально-экономическом форуме. Только совместными усилиями всех участников перевозочного процесса можно решить проблему. Каждый должен понимать меру своей ответственности».

Нина Корнильцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30