11 апреля 2021 21:46

11 апреля 2021 21:46

фото: Семейный архив

Тройная сила

Братья Матюшкины - Стецко выбрали общий – стальной путь

Трудовой стаж династии Гончаровых – Матюшкиных – Стецко насчитывает более 100 лет.
На железной дороге можно найти немало родственников, но чтобы три брата работали на одном предприятии – явление редкое. В Ульяновской путевой машинной станции (ПМС №149) трудятся три родных брата: Николай и Алексей Матюшкины и Леонид Стецко.

Николай и Алексей – двойняшки. Николай старше брата всего на 15 минут, но это обстоятельство закрепило за ним преимущество и в жизни: в спорных вопросах его голос решающий. Николай работает дорожным мастером, Алексей – мастером по ремонту машин и механизмов. Оба брата пришли в ПМС №149 одновременно и трудятся на «железке» уже по 12 лет.


Младший из братьев, Леонид Стецко, работает помощником машиниста щебнеочистительной машины. Его стаж на железнодорожном транспорте – пока три года.


Любовь к железной дороге своим сыновьям привила мама – Алла Олеговна Стецко, проработавшая около 30 лет в ремонтном локомотивном депо Ульяновск -Центральный. В одиночку подняв на ноги двойняшек Николая и Алексея, она во второй раз вышла замуж за железнодорожника Юрия Стецко и родила третьего сына, Леонида. Уже с малых лет дети, пропитанные духом железной дороги, сделали свой выбор профессии.


С восточным колоритом


Судьба этой династии удивительна и уходит своими корнями в город Харбин, что на северо-востоке Китая. Там в 1932 году родился отец Аллы Олеговны – Гончаров Олег Николаевич.


«Родители отца строили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), - рассказывает Алла Олеговна. – А в Ульяновск семья приехала в 1936 года – бабушка выбрала этот город, потому что он был родиной Ленина».


Но по приезду в Россию семью ждало серьёзное испытание, ведь строителей КВЖД считали врагами народа. На работу поначалу устроиться было невозможно, и родители зарабатывали тем, что шили и ремонтировали одежду. Стоит отметить, что бабушкина швейная машинка «Зингер» до сих пор хранится у Аллы Олеговны как память о том непростом периоде жизни.


«Наш дед проехал!»


Основоположником железнодорожной династии все считают Олега Николаевича Гончарова, который связал свою судьбу с «железкой», работая в локомотивном депо Ульяновск кочегаром, затем – машинистом паровоза. Он отлично разбирался в технике и был прекрасным спортсменом – играл за сборную локомотивного депо по футболу и хоккею. Эти качества передались и трём его внукам.


«Все сыновья любят технику, имеют машины, - рассказывает Алла Олеговна. – Пожалуй, самый смекалистый технарь – это Алексей, он может в два счёта устранить неисправность. Николай – прирождённый лидер.


Ещё в пионерском лагере при железной дороге он всегда был командиром отряда, а Леша – его заместителем. Леониду тоже лидерских качеств не занимать. Он отличный спортсмен, успешно выступает на областных соревнованиях по футболу, и комната его увешана кубками и грамотами. Дед всегда приобщал внучат к спорту, даже когда проезжал на паровозе мимо пионерлагеря, всегда давал гудки на манер спортивного марша. Мальчишки с гордостью говорили: «Это наш дед проехал!»


В бытность работы Олега Николаевича Гончарова машинистом случился такой удивительный случай. Его мама, Антонина Леонтьевна, проснулась вдруг посреди ночи от тревожного сна. Она видела, будто он, управляя паровозом, попал в аварию и загорелся. Не смыкая глаз, она дождалась возвращения Олега Николаевича с ночной смены.


Тот, выслушав рассказ матери, сильно удивился и попытался успокоить: мол, ничего подобного не произошло, сон есть сон. Но сердце матери не обманешь, по глазам сына она определила, что тот скрывает правду. Олег Николаевич вынужден был признаться, что, действительно, попал в ту ночь в крупную неприятность. В районе станции Нурлат один из вагонов грузового состава воспламенился – как оказалось, загорелся буксовый узел.


Однако машинист не растерялся, применил экстренное торможение, сообщил о случившемся поездному диспетчеру. После этого самостоятельно смог потушить огонь при помощи огнетушителя. Разрушение буксового узла могло привести к сходу колёсной пары, а это уже грозило крушением поезда. Если ещё учесть, что поезд был гружён, то последствия могли быть самые серьёзные.


Олег Николаевич проработал в локомотивном депо Ульяновск 40 лет, продолжал трудиться на родном предприятии и будучи пенсионером, в отделе снабжения.


Лучший в мире аромат


Дорога отца предопределила и профессиональный путь дочери. Алла Олеговна начинала работать техником по замерам колёсных пар в механическом цехе, затем секретарём начальника депо, экспедитором в отделе снабжения.


«Отец всегда был для меня непререкаемым авторитетом, - признаётся Алла Олеговна. – Насколько я помню, он всегда ходил на работу в железнодорожной форме, а фуражку и вовсе не менял, даже зимой. В то время этой формой гордились как одной из самых элитных профессий».


Алла Олеговна сумела привить любовь к железной дороге и своим детям. Помнит, как они ещё маленькими ребятишками любили рисовать паровозы, давая им ласковые имена на железнодорожном сленге: «Бычок» (тепловоз «2 ТЭ10Л»), «Машка» (тепловоз 2 ТЭ10 М») и т.д. Даже запах креозота, которой была пропитана железная дорога, дети считали одним из лучших.


Железные нити судьбы


Сейчас Николаю и Алексею 33 года, а Леониду – 27 лет. Они признаются, что длительное время друг без друга жить не могут, да и вообще стараются делать все сообща. Вместе не только строят дороги, но и работают в саду, делают семейные выезды за грибами, ягодами, помогают матери.


Николай и Алексей даже сыграли свадьбы с разницей в один месяц, имеют по одному ребёнку, а в нынешнем году оба ожидают пополнения в своих семьях. Все братья, как говорится, с руками, и стоит матери обратиться за помощью к одному, как слетаются все трое.


«Что мама скажет – это святое», - говорят они. Братья окончили Ульяновский железнодорожный техникум, начинали работать в ПМС №149 монтёрами пути, а после службы в армии получили дополнительное образование в СамГУПС и опять вернулись на родное предприятие, но уже в новых должностях.


Многое братьям досталось по наследству от деда. У Николая и Леонида характер твёрдый как кремень: сказал – как отрезал. Алексей более добродушный. Было время, когда он переходил работать к матери в локомотивное депо Ульяновск, но через некоторое время возвратился обратно к брату.


Леонид унаследовал от деда увлечение рыбалкой и спортом. Среди братьев ему нет равных в спортивных состязаниях. Леонид очень хорошо играет в футбол и завоёвывает призовые места на областных и городских чемпионатах. Кубками и медалями у него завешана вся комната. Интересный факт: Леонид родился в день рождения своей бабушки, строившей когда-то Китайско-Восточную железную дорогу.


Династия Гончаровых – Матюшкиных – Стецко насчитывает более 100 лет.


«Наша фамильная черта – сообща приходить к правильному решению, находить выход из любой сложившейся ситуации. Как говорится, в споре рождаем истину, - говорит Алла Олеговна. – «Железка» отшлифовала характер каждого из нас, сделала более целеустремлёнными и ответственными людьми – именно эти качества и хотела заложить своим детям. Я всегда была уверена, что железная дорога – самая надёжная в жизни».

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30