15 апреля 2021 13:28

15 апреля 2021 13:28

Централизация знаний

Куйбышевскому учебному центру профессиональных квалификаций исполнилось 10 лет

В качестве Куйбышевского УЦПК центр работает всего несколько месяцев, тогда как в статусе Дорожного он –  «ровесник» ОАО «РЖД».

Как рассказал заместитель начальника Куйбышевского центра профессиональных квалификаций Алексей Мигачёв, идея создания объединённого учебного центра у руководства Куйбышевской магистрали возникла ещё в 1997 году. Именно тогда было принято решение о слиянии восьми разрозненных отделенческих учебных отделов и технических школ, но процесс согласований на уровне МПС затянулся на пять лет. Тем не менее, в 2003 году приказом президента ОАО «РЖД» появился Дорожный учебный центр, на базе которого прошли подготовку свыше 87 тысяч сотрудников компании.


Дорога к объединению


Однако только 10-летним периодом деятельность учебного центра не ограничивается. Свою историю в качестве образовательной базы он ведёт с 1942 года, когда в связи с увеличением потребностей оборонной промышленности и ростом объёмов грузоперевозок возникла острая нехватка квалифицированных кадров. Только на Куйбышевской дороге тогда всеми видами обучения требовалось подготовить более восьми тысяч человек. Для этих целей было организовано шесть дорожных технических школ.


Сначала масштабное послевоенное восстановление хозяйств и экономики страны, и последующее за этим бурное развитие промышленности и транспортного комплекса потребовали пересмотра обучающих программ и расширения спектра подготовки кадров.


Как рассказал знаток истории родного предприятия, начальник Самарского подразделения Куйбышевского УЦПК Евгений Романов, в период 90-х годов Дортехшколы переживали непростой период преобразований, выполняя заказ на подготовку кадров только от отделений дороги. Всё это осложняло учебный процесс и вызывало дефицит малочисленных профессий, поскольку группы начинали обучение только после длительного комплектования. На уровне подготовки также сказывались недостаточное материально-техническое оснащение и отсутствие стабильного педагогического коллектива.


Спасительной инициативой стало объединение школ под эгидой Дорожного учебного центра. Это позволило систематизировать работу отделов в части координации их деятельности и формирования учебных групп.


«Это был очень непростой период, - вспоминает один из первых руководителей центра, а сейчас председатель совета ветеранов дороги Александр Павлов. – Были проблемы с финансированием, но задача была решена. Сегодня моё «детище» находится в прекрасных условиях, продолжает развиваться и отвечать требованиям времени».


10-летний юбилей преподавательский коллектив встречает уже в составе Куйбышевского центра профессиональных квалификаций. Напомним, что с 1 июля 2013 года учебные центры на всей сети РЖД начали функционировать по единой централизованной системе. И в этом процессе куйбышевцы оказались в числе первопроходцев, поскольку вот уже 10 лет как здесь действует централизованная структура.


Кадры для кадров


С момента организации Дорожного учебного центра, и до того как он был преобразован в Куйбышевский УЦПК, педагогический коллектив претерпел большие изменения как в количественном, так и профессиональном отношении.


Несмотря на то, что учебный центр был организован в 2003 году, полное укомплектование педагогического коллектива началось только в 2005-м. К 2006 году число преподавателей не превышало 18 человек, и работа их велась при помощи мела, доски, плакатов и примерного учебного плана.


Как отметила методист Куйбышевского УЦПК Марина Азнобина, за прошедшее десятилетие коренным образом изменились требования, которые предъявляются к педагогической деятельности преподавателей. В настоящее время штат насчитывает уже 42 преподавателя, каждый из них в совершенстве владеет интерактивными средствами обучения и передовыми методами педагогического мастерства, которые повышают активность обучающихся на уроке.


Хороший эффект даёт тандем опыта – многие из преподавателей в прошлом занимали ведущие должности в железнодорожных подразделениях, и молодёжной инициативы – начинающие педагоги достигли высоких результатов на конкурсе «Новое звено -2013».


Объединяет все поколения преподавателей высокая требовательность к обучающимся. Как рассказал один из уважаемых старожилов учебного центра, проработавший здесь с 2003 по 2011 годы, Владимир Петров, многие из приезжающих на обучение предполагают, что это дополнительная возможность отдохнуть. Однако с первых же минут пребывания в учебном центре им становится ясно – расслабиться не получится.


Подтверждают эту прописную истину и сами обучающиеся. Например, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Октябрьск Илья Чикулаев констатирует, что это та же самая работа.


«Нужно заниматься, учиться. Другого времени для этого уже не будет. Здесь не научат – не научат уже нигде», - уверен он.


Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Самара Артём Андреев на занятия в учебный центр прибыл впервые, но уже убедился, что здесь сформирована мощная учебная база и собрано лучшее оборудование.


Эффект вложений


Заместитель начальника службы управления персоналом Куйбышевской железной дороги Олег Орешков, применительно к педагогической деятельности коллектива процитировал китайскую пословицу: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить эту рыбу, и он будет сыт всегда».


Действительно, закреплению практических навыков в центре уделяется особое внимание. Для этих целей используются полигоны подразделений, постоянному техническому обновлению которых способствуют железнодорожные предприятия. Например, главный инженер Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Владимир Викулин готов предоставить в распоряжение учебного центра любое нужное в образовательном процессе «железо».


Значительные финансовые вложения ОАО «РЖД» позволили реконструировать корпуса в Кинеле и Октябрьске. Более одного млн руб. было потрачено на закупку учебной литературы, свыше 56 млн руб. – на приобретение оборудования: тренажёров, компьютеров, интерактивных досок, макетов и многого другого. Кроме того, из лимита дороги были выделены средства на формирование библиотеки, оборудования и инвентаря для общежитий.


В ближайшие два года в Самарском, Башкирском и Пензенском подразделениях Куйбышевского УЦПК планируется открыть общежития для обучающихся. Кроме этого, по словам заместителя начальника Куйбышевского УЦПК Марины Силиной, запланирован ремонт и улучшение условий проживания в комнатах отдыха в Ульяновске, а также увеличение мест для проживания в Кинеле.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30