16 апреля 2021 10:18

16 апреля 2021 10:18

фото: Александр Савенков

Три в одной

Корреспондент «КЖ» испытал возможности выправочно-подбивочно-отделочной машины

Главная задача работников путевого хозяйства – обеспечение безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками от колёсной пары на рельсы. Справляться с этим людям помогают машины. На одной из них – выправочно-подбивочно-отделочной машине «ВПО-3000» мне предстоит работать весь день вместе с ПМС-149.

Получив от диспетчера разрешение на «окно», мы выезжаем на 10-й путь станции Ульяновск-2, который на днях был уложен капитальным ремонтом. В качестве тяговой единицы используется локомотив. В рабочем вагончике тепло и уютно, и трудно заставить себя выходить на мёрзлый перегон.


Мастер по ремонту машин и механизмов Алексей Матюшкин знакомит меня с коллективом и, конечно, железным исполином, который уже на протяжении нескольких десятков лет является незаменимым помощником путейцев при ремонте пути.


«Машина «ВПО-3000» развивает относительно высокую рабочую скорость – до 3 тыс. концов шпал в час, отсюда и её название, - поясняет он. – Это машина непрерывного действия, способная выполнить за один проход целый комплекс работ: дозировку и уплотнение балласта, подбивку, рихтовку, выправку и отделку железнодорожного пути».


Вот и станция Ульяновск-2, расположенная по соседству с Ульяновским речным портом, где «ВПО-3000» будет работать по выправке пути. По приезду на место, работники ПМС-149, в первую очередь, «заряжают» машину. Все рабочие органы – стяжки, крепления – снимаются работниками и приводятся в рабочее положение.


Машинист «ВПО-3000» Борис Зевахин располагается  на выдвижном металлическом стульчике за пультом в нижней части машины. Управляя электромагнитами, он задает уровень пути. «Выправка пути выполняется двумя электромагнитными механизмами, которые, притягивая рельсы, осуществляют подъёмку пути на высоту, фиксируемую подбивочными плитами и откосниками», - объясняет он.


Уплотнение балласта производят виброуплотнители – клиновидные плиты. В корпусе каждой плиты расположен вибратор направленного действия, который создаёт такую мощную силу, что виброуплотнитель колеблется в горизонтальной плоскости. При поднятой рельсо-шпальной решётке плиты заводятся с торцов под подошву шпалы на глубину 60-100 мм. Во время движения машины происходят динамическое уплотнение балласта в результате колебательного движения плит и его статическое уплотнение под действием вдавливания клиновидной плиты.


«Заряжаем виброплиты, чтобы они подбивали щебень под путь, - объясняет Алексей Матюшкин. – Принцип работы простой: подбивка, рихтовка, подъёмка по восстановлению пути».


За центральным пультом управления находятся два механика: Леонид Стецко и Александр Чекуряев. Они управляют виброплитами, а также планировщиком откосов, с помощью которого перемещают оставшийся на обочине балласт, заполняют пустоты после прохода плит. Механики работают в наушниках, поскольку шум в кабине стоит настолько сильный, что вести какие-то разговоры между собой – пустая затея.


В нижней части машины расположены датчики, включающие или выключающие электроконтакты управления механизмом сдвижки пути. Ход работ на участке протяжённостью 1,7 км непосредственно контролирует ведущий инженер ПМС-149 Сергей Богомолов.


«Сложность участка в том, что он находится под уклоном и состоит из множества кривых, - говорит он. – В таких условиях главное -внимательно следить за возвышением пути».


«ВПО-3000» по ходу рихтует и производит сплошную подбивку шпал. Несмотря на свой «почтенный возраст», машина успешно эксплуатируется на перегонах круглый год.


За один рабочий проход «ВПО -3000» обеспечиваются точная выправка и отделка пути, высокая степень и равномерность уплотнения всей балластной призмы, включая откосы. Это позволит сразу же после «окна» открыть движение поездов по отремонтированному пути, как правило, без ограничения скорости.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30