21 апреля 2021 16:09

21 апреля 2021 16:09

фото: Светлана Мяченкова

Одна профессия на троих

В семье Тюдиных-Макогон о работе проводника знают всё

На предприятиях Куйбышевской железной дороги немало трудовых династий. В филиале ОАО «ФПК» трудится представительница династии проводников Светлана Макогон.

«Поезд № 193 Челябинск – Кисловодск прибывает на пятый путь», - разносится голос из динамика. Отъезжающие и провожающие толпятся на перроне. У вагона № 12 «Самара – Кисловодск» их с улыбкой встречает проводница Светлана Макогон. «То, как сложатся отношения с пассажиром, зависит от первых секунд общения, - уверена она. – Поэтому чтобы не было у тебя на душе, надо улыбаться, быть приветливой и внимательной. Люди должны чувствовать – им тут рады». Вернувшись после рейса домой, она обязательно обсудит поездку с мамой и сыном, ведь у них не просто железнодорожная династия, у них – одна профессия на троих.


Пример


Мама Светланы, Нина Ивановна Тюдина, сейчас на заслуженном отдыхе. На железной дороге она проработала в общей сложности 22 года. «Пойти в проводницы уговорила подруга. Это было в 1970 году. Мне эта профессия как-то сразу пришлась по душе, -  вспоминает Нина Ивановна. – Хотя привыкать было непросто. Чего стоило только нужное количество угля запасти! Со склада в вагон перетаскивали 25 банок, в каждую из которых вмещалось по два ведра топлива. Физподготовка у проводников в те годы была будь здоров».


В 1974 году, в туристическом поезде «Снежинка» вагон Нины Тюдиной неожиданно загорелся из-за неисправности электропроводки. «Первым делом я вывела людей в соседний вагон, потом схватила огнетушитель. Испугаться не успела, только потом поняла, что запросто могла пострадать – уже горела обшивка вагона. К счастью, с аварийной ситуацией справилась самостоятельно и вовремя, все самое ценное оборудование в вагоне удалось сохранить», - вспоминает Нина Ивановна. За бдительность и чёткие действия во время ЧП её тогда премировали.


По семейным обстоятельствам на некоторое время пришлось оставить работу проводника. Устроилась кладовщиком на завод. И сразу заскучала. «Казалось бы, на складе и физически, и морально работать легче, но мне не хватало разнообразия – за окном постоянно меняются пейзажи, ты невольно становишься участником каких-то историй, происходящих с пассажирами. Поэтому, как только дети немного повзрослели, вернулась в резерв проводников»,- добавляет Нина Тюдина.


Карьера


Светлана всегда с интересом слушала рассказы мамы о работе, часто провожала и встречала её из рейсов, но о профессии проводника поначалу не мечтала. Спокойная, уравновешенная и усидчивая, она стала вышивальщицей в швейном ателье.


В конце 90-х ателье закрылось, и она решила пойти по маминым стопам. В те годы железная дорога была одной из немногих отраслей, где ощущалась стабильность.


Окончила курсы, прошла стажировку и вместе с мамой начала работать на одном из самых сложных маршрутов – Самара – Владивосток. Но по сравнению с другими коллегами им было легче – рядом был родной человек.


В 1997 году в их вагоне вышел из строя один из элементов отопительной системы. А за окном – минус 50. Мелким ремонтом, который проводники делают своими силами, тут было не обойтись. Нина Ивановна и Светлана приложили немало усилий, чтобы не допустить разморозки вагона. «Забывать об ответственности за жизни и здоровье пассажиров нельзя», - говорит Светлана.


Секреты профессии


Ответственному отношению к делу, профессиональным секретам она училась не только на курсах, у своих наставников, но, в первую очередь, у мамы. «Помню первый совместный рейс, - вспоминает Светлана. – Как только мама ложилась спать, котёл переставал топиться. Вроде бы я всё делала как положено, а уголь ни в какую гореть не хотел. Секрет оказался настолько прост и вместе с тем удивителен для меня – оказалось, уголь надо было слегка смочить водой. Мама рассказала, что к каждому сорту угля, как и к человеку, нужен свой подход».


В поездках проводники сталкиваются с самыми разными пассажирами. Попадаются и те, кто предъявляет завышенные требования к проводникам и к условиям пребывания в вагоне. «Самое главное в нашей профессии – спокойствие и такт», - уверена Нина Ивановна. – Как бы ни складывалась ситуация, надо помнить: «Пассажир всегда прав». Случалось, пассажир начинает грубить, а я ему с улыбкой: «Давайте я Вам постель застелю или может быть чаю принести?»


Работа с людьми


По наблюдениям Нины Ивановны, 30-40 лет назад пассажиры были куда доброжелательнее и менее привередливые. «Тогда люди ехали в Москву за продуктами и вещами, но озлобленности у них не было. Проведя несколько часов в очередях, радовались, что удалось что-то купить. Чай, который мы им приносили, называли самым вкусным и были уверены, что проводники  готовят его по какому-то секретному рецепту, - улыбается Нина Ивановна. «А сейчас много недовольных, - добавляет Светлана. – Именно нам  высказывают претензии по поводу дорогих билетов. Чай уже мало кто заказывает – из экономии почти все стараются ездить со своим. Встречаются пассажиры, которые норовят забрать постельное белье, мотивируя тем, что заплатили за него».


На памяти Нины Ивановны и Светланы немало забавных, смешных и курьёзных историй. Однажды в Сибири в их вагон села необычная пассажирка. Несмотря на мороз, валенки она одела на босу ногу. Её дешёвое ситцевое платье украшала накидка из дорогого соболиного меха. О себе женщина рассказала, что на поезде путешествует впервые, живёт на далекой заимке, куда цивилизация практически не добралась. Пришлось проводникам убеждать «Агафью Лыкову» (так прозвали пассажирку соседи по купе) в том, что по утрам надо бы умываться, а вместо того, чтобы, защищаясь от холода, натирать тело специфически пахнущим барсучьим жиром, проще купить тёплое бельё.


Опыт Светланы и преданное отношение к профессии ценят не только пассажиры, но руководство. Начальник резерва проводников пассажирского вагонного депо Самара Куйбышевского филиала ОАО «ФПК» Игорь Морковский, уточняет: «Отношение Светланы к работе служит примером для коллег. В её вагоне всегда идеальная чистота, у неё никогда не бывает конфликтов с пассажирами. Именно потому и назначили старшим проводником прицепной группы вагонов поезда №193. В августе этого года она награждена значком ФПК «Лучший работник месяца».


Недавно стать проводником решил и сын Светланы Алексей. Он уже заканчивает курсы,  прошёл стажировку и совсем скоро начнёт работать самостоятельно.  И теперь  в  разговорах мамы и бабушки о профессии он будет участвовать уже не как дилетант, а как профессионал.

Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30