13 апреля 2021 20:12

13 апреля 2021 20:12

фото: Александр Викторов

Поклонник миниатюрной тяги

Уникальную коллекцию моделей паровозов юрист Валерий Уколов собирал по всей Европе

Коллекционировать модели паровозов Валерий Васильевич начал с шести лет. Во многом увлечению способствовало место проживания – в посёлке Сельдь, на территории станции Ульяновск-3. Здесь, в 50-е годы, состоялось его первое знакомство с железной дорогой.

«Она меня покорила прежде всего величием паровозов, которые не шли ни в какое сравнение с автомобилями, - вспоминает Валерий Васильевич. – А летом я гостил в деревне у бабушки, на станции Инза. Помню, что каждый раз выходил встречать фирменный поезд «Ульяновск». Это было самым ярким впечатлением детства».


Свой отпечаток на пристрастие к железной дороге наложили и гены. Его прадед, Андрей Матвеевич Воронин, ещё до революции работал машинистом паровоза на станции Инза.


«Навсегда врезался в память эпизод, когда дед взял меня с собой в поездку до станции Ночка. Мне было тогда пять лет. Дед вёл паровоз серии «Л» – знаменитый паровоз выдающегося советского инженера Льва Лебедянского. Уже вечерело, когда мы с дедом прибыли на станцию назначения. Я стоял на платформе и не мог оторвать взгляд от проходивших поездов, выделяющихся в свете буферных огней – это было непередаваемое зрелище!»


Международный уровень


Непосредственно железнодорожным моделизмом Валерий Васильевич начал заниматься с того момента, когда родители подарили ему первую модель железной дороги – достаточно примитивную по нынешним временам. Она состояла из тепловоза и пары вагончиков. Но в 70-е годы это была мечта любого мальчишки.


Вторая железная дорога, подаренная родителями, оказалась более серьёзным модельным вариантом. Это был пиковский набор «Н» (железная дорога ГДРовской фирмы PIKO), который хранится в его коллекции до сих пор. Это была уже не одна игрушка, а целый игрушечный мир, который можно было конструировать самому из бесконечного множества элементов. После такого щедрого подарка модельная железная дорога превратилась в многолетнее хобби с постоянным приобретением всё новых паровозиков, вагончиков, домиков, станций.


В 1983 году Валерий Васильевич перешёл на профессиональный уровень коллекционирования: стал собирать редкие модели подвижного состава, выполненные в самом популярном международном масштабе – типоразмере Н0 (это масштаб 1:87). Сами поезда едут по цифровой железной дороге, имеют подсветку и издают аутентичные звуки.


Прототипами моделей являются локомотивы СССР, США, Великобритании, Германии, Австралии, которые оставили важный след в истории железных дорог. В коллекции имеется один из самых распространённых на сети отечественных железных дорог паровоз «Ов», а также один из самых больших паровозов – американский «Bigboy».


Цена и ценность

Хобби Валерия Уколова недешёвое – цена на одну масштабную модель поезда начинается от 500 $. К примеру, американский «Bigboy» фирмы «Трикс» он приобрёл в Америке через Интернет. Эта модель уникальна, потому что была выпущена в единственном экземпляре к юбилею паровоза и выполнена из высококлассного тяжёлого металла. Она обошлась Валерию Васильевичу по умеренной цене, тогда как в Москве за подобную модель запросили в три раза дороже.


«Парадокс: некоторые европейские модели гораздо дешевле покупать в Америке, чем на родине, - признаётся коллекционер. – Кстати, некоторые меценаты вкладывают деньги в железнодорожные модели. Дело в том, что многие из них уникальны, поэтому стоимость их с годами растёт. В частности, модель «Bigboy» стоит сейчас в Америке в два раза дороже, но у меня и в мыслях не было наживаться на этом деле. Это занятие для души».


До того, как Валерий Васильевич не знал о высококлассных европейских моделях, он коллекционировал исключительно отечественные образцы железных дорог. Но в советские и постсоветские времена массово выпускались лишь две модели: поезда серии «Ов» Курского завода  и дизель-поезд «ДР-1А» Белгородского производства.


«Как Колумб открыл Америку, так и я для себя открыл мир тепловозов, - рассказывает Валерий Уколов. – Тот же Лев Лебедянский в 1930 году ездил в составе советской делегации в Америку и был настолько поражён локомотивостроением, что по возвращении на родину старался организовать работы на Коломенском заводе на американский манер».


Также в коллекции Валерия Уколова – печатные издания по истории железных дорог (на русском, английском, немецком и французском языках), железнодорожные билеты из разных стран, технические паспорта паровозов, вагонов, свидетельства на право управления паровозами и даже уникальные рельсы.


В музее вокзала Ульяновск-Центральный можно увидеть два куска рельса позапрошлого века – это дар Валерия Васильевича. Причём один образец – американского производства.


«На рельсы мы с другом наткнулись, прогуливаясь вдоль железнодорожных путей от станции Ульяновск-1 до станции Ульяновск – Центральный. Там, видимо, раньше стояли телеграфные столбы, а в связке они крепились к этим рельсам. Столбы давно сняли, а вот рельсы остались. Я рассказал о находке хранителю железнодорожного музея, и с помощью тяжёлой железнодорожной техники мы их выкопали. Потом мой друг договорился с одним из предприятий, чтобы рельсы нам порезали. Два образца с фамильным клеймом XIX века мы подарили музею».


Объять необъятное


Четверть века Валерий Васильевич является постоянным читателем научно-технической библиотеки станции Ульяновск-Центральный.


«Я считаю, что нельзя заниматься железнодорожным моделизмом, не имея теоретической подготовки, - считает он. – Когда я собираюсь пополнить коллекцию очередной моделью, то обязательно штудирую специальную литературу. Если убеждаюсь, что это действительно  выдающийся локомотив, то обязательно стараюсь его приобрести. История железных дорог настолько многогранна, что не хватит и десяти жизней, чтобы её изучить. Я сосредоточен, в основном, на периоде паровозостроения от 1930 до 1960 года. Это расцвет пара, верх инженерной мысли в этом направлении».


Всю свою коллекцию Валерий Васильевич хранит в коробках. Поначалу использовал для этого секцию в мебельной стенке, оборудовал её под мини-станцию. Смотрелось изумительно, но вскоре от затеи пришлось отказаться, потому что пыль, оседавшая на мелкие детали, была губительна для экспонатов. Свои шедевры Уколов демонстрирует на различных городских и международных выставках.


Живое общение


«В 2006 году на выставке «Мировое паровозостроение» в Ульяновске я познакомился с американцем Ричардом Тэйлором, - говорит Валерий Васильевич. – Он работает в авиации, но, как и я, увлекается железнодорожным моделированием. Для этого американец оборудовал весь цокольный этаж в своём коттедже. Мы как-то прогуливались по городу и, увлечённые беседой, оказались возле железнодорожного переезда. Наше внимание привлекла дежурная по переезду. Я ей объяснил, что мы с американцем увлекаемся историей железной дороги. Женщина встретила нас как старых знакомых, пригласила в помещение, накормила щами и пирожками. Тэйлор был шокирован широтой русской души: для американца это было в диковинку».


К сожалению, Валерию Васильевичу не суждено было пойти по стопам прадеда – подкачало здоровье, но жалеть ему об этом не приходится. В юриспруденции он достиг заметных успехов, и сегодня возглавляет отдел правового обеспечения Управления федеральной службы судебных приставов. Но душой он навсегда остался верен железной дороге, среди его друзей много известных работников стальной магистрали, и «живое общение» оставило неизгладимый след в его судьбе. Многие из ветеранов-машинистов рассказывали ему о своей тяжёлой профессии, но, что его всегда поражало, никогда бы не променяли свою профессию ни на какую другую.

Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30