Красноярский железнодорожник

03 полоса

Наследие Енисейской Сибири

Специалисты Красноярской железной дороги приняли участие в VIII Сибирском историческом форуме

В Красноярске с 21 по 23 сентября прошёл VIII Сибирский исторический форум. В его мероприятиях приняли участие более 600 специалистов из 70 городов России и мира – историки, краеведы, работники музеев и библиотек, а также представители региональных и муниципальных властей, экономической и культурной сферы, в том числе железнодорожники.
– Сибирский исторический форум стал заметным гуманитарным событием российского масштаба. Мероприятие пользуется заслуженным авторитетом историко-культурного сообщества страны, здесь обсуждаются самые актуальные научные проблемы широкого диапазона, – отметил, открывая первое пленарное заседание, заместитель губернатора Красноярского края Василий Нелюбин.

Работа форума включала более 20 дискуссионных площадок, секций и круглых столов. Тематика их была широка – от археологических исследований и обсуждения региональных литератур до дискуссии о создании нового шёлкового пути.

Одна из крупных площадок была посвящена приближающемуся 400-летию Красноярска. Значимость этой темы подчерк­нул открывший работу площадки мэр города Сергей Ерёмин:

– История – это базис гуманитарного развития, а значит и того, как мы живём сегодня, и как будем развиваться в будущем. Амбиции города берут исток в наших корнях, в нашей генетической информации, и мы должны понимать, что именно история формирует наш человеческий капитал. Поэтому тема использования, сохранения и приумножения исторического наследия крайне важна для нашего города.

Участником этой дискуссионной площадки стал заместитель начальника Красноярской железной дороги по взаимодействию с органами власти Лев Ткачёв. В своём выступлении он отметил, что для успешного развития Енисейской Сибири необходимо сформировать её узнаваемый и позитивный образ.

– Суть идеи, которую мне хотелось бы обсудить, заключается в создании нового образа Ангаро-Енисейской части Сибири в архитектуре, литературе, музыке и живописи. Эта та система смыслов, которая нас должна окружать сегодня, и то, что будет работать на повышение конкуренции наших городов в будущем. В дальнейшем же стиль Енисейской Сибири – уже как национальный стиль нашего региона – должен найти приверженцев и за пределами Сибири, – сказал Лев Ткачёв.

Он отметил, что у нашего региона есть все данные для того, чтобы успешно сформировать такой собственный образ. Своё уникальное положение на географической и культурной карте России Енисейская Сибирь занимает с начала XVII века – с момента массового проникновения русских на берега Енисея. Регион стал едва ли не главным местом встреч западной и восточной культурной элиты, и представляет собой настоящий плавильный котёл, в котором соединилось наследие самых разных народов и культур.

В то же время уже имеются прецеденты успешного поиска собственного национального стиля, начиная ещё с XIX века – формирования уникального сибирского деревянного зодчества, творчества Василия Сурикова и исследований сибирских учёных-областников.

В дискуссии принял участие также старший научный сотрудник подразделения по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги Константин Карпухин. Он напомнил, что железная дорога играла значимую роль в истории города. Ведь именно строительство Транссибирской магистрали дало качественный импульс для интенсивного развития Красноярска. И работники дороги внесли вклад во многие знаменательные страницы жизни города. В их числе и повстанцы знаменитой «Красноярской республики 1905 года», и Виктор Астафьев с Андреем Поздеевым, служившие в своё время на магистрали, и многие другие.

Константин Карпухин также стал участником и другой крупной площадки Сибирского исторического форума – съезда краеведов Енисейской Сибири. Он был приурочен к 200-летию образования Енисейской губернии, и собрал около двух сотен краеведов из Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. По итогам съезда было принято решение о создании регионального общественного Союза краеведов Енисейской Сибири. В президиум нового Союза вошёл и представитель Красноярской магистрали.

– Создание подобного Союза – это давно назревшее и очень нужное дело. Достаточно упомянуть, что последний раз краеведы региона собирались почти 100 лет назад, в 1924 году. Краеведение – понятие весьма широкое, и Союз будет иметь тоже немалый спектр задач. В частности, по моей инициативе в проект итоговой резолюции съезда внесли пункт о том, что одной из задач Союза станет увековечение памяти выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых связаны с нашим городом и регионом, – рассказал Константин Карпухин.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья!
< Назад в выпуск газеты