фото: www.jemelianovo.ru

Дорога с перспективой

Поручение проработать вопрос об организации железнодорожного сообщения между аэропортом и центром города дал президент России Владимир Путин 1 марта в Красноярске на совещании о ходе подготовки к XXIX Всемирной зимней Универсиаде 2019 года.
– Хорошая синергия возникает, если кроме одного вида транспорта можно пользоваться другим и для доставки пассажиров, и для выезда из зоны аэропорта. Речь идёт о возможной железнодорожной ветке к аэропорту, – сказал Владимир Путин.

Тогда же министр транспорта России Максим Соколов выразил опасения, что ветка себя не окупит.

‒ Двух миллионов пассажиров, которые сегодня есть у аэропорта Красноярска, хотя, конечно, он будет развиваться, и прогнозируются три и даже четыре миллиона пассажиров в год, но этого всё равно будет недостаточно для эксплуатации такой протяжённой ветки. Потому что аэропорт расположен достаточно далеко, – отметил Максим Соколов.

Однако представители местной политической элиты считают, что окупаемость – это ещё не повод отложить строительство.

‒ Что касается опасений в окупаемости, то я не считаю это аргументом, ‒ комментирует депутат Красноярского городского совета, специалист по транспорту Нина Михалёва. ‒ Скажите, где у нас окупается муниципальный транспорт? Да, такая ветка если и окупится, то нескоро. Но комфорт людей, на мой взгляд, куда важнее рентабельности. Пусть электричка в аэропорт станет социальным проектом, тем более что расходы на него можно разделить между краевым бюджетом, федеральным и ОАО «РЖД». Пусть будут бюджетные дотации, восполняющие недостачу в билетах, как сегодня – за электричку до Дивногорска, например. Всё это – в разумных пределах. Единственный весомый аргумент против касается земель фермеров и дачников, через которые пути, скорее всего, пройдут. Но тут, увы, надо чем-то пожертвовать: всё-таки речь идёт об инфраструктуре города с миллионным населением. Хотя, конечно, это не отменяет необходимости сделать проект максимально безболезненным, с соответствующими компенсациями тем, чьи земли обойти невозможно.

При этом у многих возникают опасения, что проект не удастся осуществить до Универсиады. Однако если подобное предложение поступает от президента страны, значит, ответственные лица будут выкладываться на сто процентов.

По оценкам специалистов, в случае положительного решения уже этой весной необходимо оценить грунты, сделать трассировку и начать работу над проектом. При такой оперативности за два года, если задействовать квалифицированные силы, провести работы по строительству в принципе реально.

Губернатор края Виктор Толоконский согласился, что железнодорожная ветка современному международному аэропорту необходима, и сообщил в интервью «7 каналу», что предложение президента будет обсуждаться с руководством ОАО «РЖД». Однако, по его мнению, пока острой нужды в аэроэкспрессе красноярцы не испытывают.

‒ Такой острой необходимости сегодня это делать нет, потому строительство аэроэкспресса не будет привязываться к проведению Универсиады, ‒ отметил Толоконский. ‒ Это очень непростое направление ‒ там трасса, много посёлков, коммуникаций. Нужно считать. Сейчас у нас пассажиропоток аэропорта чуть меньше двух миллионов. Честно говоря, даже рейсовые автобусы сегодня мало используются.

Однако губернатор уверенно заявил, что обсуждения по данному вопросу будут проведены.

‒ Мы будем это прорабатывать, и, безусловно, в перспективе такой экспресс появится, ‒ заключил губернатор.

Вместе с тем линию в аэропорт Емельяново нельзя рассматривать только в формате «аэроэкспресса», то есть безостановочного пассажирского движения от железнодорожного вокзала до аэропорта. Здесь нужно говорить о грузо-пассажирской ветке, по которой сможет ходить и пригородная электричка. Ведь Емельяново – крупный аэропорт Центральной и Восточной Сибири, в нём работают более 20 авиакомпаний, летающих по 51 направлению. Здесь расположен и крупный грузовой терминал.

‒ Эта ветка помогла бы создать в Красноярске большой транспортно-грузовой хаб, ‒ считает депутат Законодательного собрания края Владимир Демидов. ‒ Вся логистика, в том числе и водный транспорт, выглядела бы уже значительно интереснее.

Необходимость железнодорожного сообщения краевого центра с аэропортом обсуждается уже много лет.

‒ На самом деле вариант этого проекта был разработан нашими предшественниками, ‒ сообщил спикер краевого парламента Александр Усс. ‒ И примитивная возможность доставки грузов по железной дороге к аэропорту есть. Существуют все предпосылки на новом этапе развития этот проект реализовать. Такая идея может стать мостом в будущее, самым важным для города проектом за последние 30 лет. Речь идёт не только о пассажиропотоке, но и о создании мультимодального логистического центра на базе двух аэропортов – Емельяново и Черемшанка. Когда мы говорили о пассажирском хабе в период активного развития «КрасЭйр», прорабатывался проект создания «сухого» порта. Сегодня над Красноярском «пролетает» порядка 4 млн тонн грузов, и логистический грузовой центр может обрабатывать 2–2,5 млн тонн. Красноярск географически находится в уникальном месте. С одной стороны, это кросс-полярная трасса для перелётов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С другой стороны ‒ Транссиб. Здесь же проходит федеральная автомобильная дорога. Если этот проект будет реализован, то Красноярск станет по существу столичным сибирским городом в подкрепление социальной инфраструктуры, которую мы получим за счёт Универсиады.

По словам спикера, нельзя смотреть на железнодорожную ветку с позиции мелких лавочников. Это масштабный федеральный проект, который обеспечит импульс в развитии Сибири. Это и свободная экономическая зона с соответствующим льготным режимом для растаможивания грузов, и другие перспективы развития для всего региона.
Софья Андреева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/