21 сентября 2020 21:06

21 сентября 2020 21:06

Мариинские "питательные" ветви

Накануне Первой мировой войны городская дума Мариинска предлагала свой вариант развития железнодорожной инфраструктуры региона.
Мало кому известно, что в начале ХХ века, когда территория Сибири стремительно покрывалась сетью железных дорог, Мариинск мог стать точкой отсчёта в строительстве железнодорожных веток, ведущих на север и на юг от станции.

Накануне Первой мировой войны городская дума Мариинска предлагала свой вариант развития железнодорожной инфраструктуры региона.

Мало кому известно, что в начале ХХ века, когда территория Сибири стремительно покрывалась сетью железных дорог, Мариинск мог стать точкой отсчёта в строительстве железнодорожных веток, ведущих на север и на юг от станции.

 

 В середине 1913 года Министерство путей сообщения признало необходимым как можно больше расширять русские железнодорожные сети, строя небольшие по протяжённости "питательные" ветви, ведущие к природным месторождениям и тем волостным центрам, где имелись предпосылки к развитию промышленности.

 Мариинская городская дума ухватилась за эту идею. Тут же связались с губернским Томском, был даже избран железнодорожный комитет, в который вошли 15 человек. Постановили ходатайствовать перед правительством о том, чтобы проложить такие "питательные" ветви. Северная должна была протянуться на 156 вёрст. Южная, по замыслам проектировщиков, прошла бы на 90 вёрст до верховий речки Золотой Китат.

 

Почему были выбраны именно эти проекты?

 Учитывались при планировании веток многие факторы. В то же время началось строительство дороги между городами Кольчугино (Ленинск-Кузнецкий) и Кузнецк-Сибирский (Новокузнецк). От Золотого Китата до Кольчугино расстояние невелико. Если эти две ветки соединятся, то Мариинск будет включён в систему железнодорожных путей, имеющих общегосударственное значение. Так замышляли, рассуждали, когда приступили к проектированию и изыскательским работам на отрезке Мариинск - Золотой Китат. Продвигалось дело и на северном участке.

 К 23 декабря была готова технико-экономическая записка по проекту магистрали Мариинск - Тутальское. На современных картах не найти села Тутальское, что стояло прежде на Чулыме. Село окончательно распалось в 1970-х годах. Но в пяти километрах от исчезнувшего Тутальского, тоже на левом берегу Чулыма, располагается райцентр Тегульдет, как до революции, так и ныне приписанный к Томской области.

Почему именно в Тутальское планировали провести железную дорогу?

 В 1915 - 1918 годах от Томска до Енисейска должна была протянуться магистраль длиной 482 версты. Енисейск был выбран для связи с Томской железной дорогой потому, что этот город был последним на Енисее, куда могли входить океанские суда глубокой осадки без опаски сесть на мель.

 

 Так вот, село Тутальское занимало на спроектированной трассе центральное положение. Переселенческое ведомство предусматривало послать туда 30 тысяч человек. Будь осуществлён проект Томск-Енисейской железной дороги и будь проложена линия до Тутальского, Мариинск сразу сделался бы крупной транзитной станцией, через которую проходила бы значительная часть грузов, переправляемых из других стран на Дальний Восток, в Европейскую Россию, сибирские города и сёла.

 Столь же экономически обоснованными выглядели расчёты по линии Мариинск - Кольчугино, на Кузнецк-Сибирский (ныне Новокузнецк), Новониколаевск (Новосибирск), Харбин и Хабаровск.

 Сейчас это воспринимается как нечто фантастическое. Но в начале ХХ века проектам, о которых говорилось выше, придавалось огромное значение. Достаточно сказать, что в январе 1915 года группа влиятельных питерских промышленников и представителей шведских и английских компаний, заинтересованных в судоходстве по Ледовитому океану, учредила акционерное общество по сооружению Томск-Енисейской железной дороги. Были подготовлены к выпуску гарантированные правительством облигации этого акционерного общества.

 

 Строительству Томск-Енисейской железной дороги помешала мировая война и последовавшие за ней бурные революционные события в отечественной истории.

 По этой же причине не суждено было стать Мариинску городом, откуда на все четыре стороны света отходят поезда. Сейчас Мариинск - пограничная для двух магистралей (Красноярской и Западно-Сибирской) узловая станция на Транссибе. В Тегульдет "железка" не пришла. И стать городом этому районному центру было не суждено.

 Оттого, может, за последние десятилетия не досчитываемся мы многих десятков окружавших Тегульдет и Мариинск сёл - крупных, богатых, хлебных, которые могли бы расцвести на этой территории. И сам Мариинск, основанный более трёхсот лет назад как село Кийское, а 6 декабря 1856 года Высочайшим указом получивший статус окружного города Кийска (27 октября 1857 года город Кийск Высочайшим указом получил новое имя - Мариинск), остался небольшим городом.

Жаль, что позднее не возникло идеи возвратиться к нереализованным проектам, инициированным накануне Первой мировой войны. И жаль, что напрочь забыли любимую фразу русских инженеров: "Стройте, дороги в Сибири необходимы. Чем больше будет железных дорог, тем лучше".

Валерий Привалихин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30