12 июля 2020 09:18

12 июля 2020 09:18

В вагонах по-прежнему командует его величество пассажир

На главном сочинском вокзале, украшенном гирляндами разноцветных шариков, пассажиры, согнувшись пополам и повиснув на перилах балкона, ожидали феерического действа. Праздник должен был начаться в 10 часов на площади. Заметно нервничал и «начальник поезда» в белом костюме, больших жёлто-красных ботинках и синей форменной фуражке. Кто-то узнал в нём артиста Сергея Крылова.
Звучат фанфары. К микрофону подходит руководитель Федеральной пассажирской дирекции Валерий Шатаев. Все ждали, что вот сейчас он откроет праздник...

На прошлой неделе в летней столице России железнодорожники открывали сезон пассажирских перевозок - эту новость сочинцы обсуждали, кажется, с не меньшим интересом, чем место проведения Олимпиады-2014. Всё объяснимо: и то, и другое сулило городу много туристов, а значит - благополучие.

 

На главном сочинском вокзале, украшенном гирляндами разноцветных шариков, пассажиры, согнувшись пополам и повиснув на перилах балкона, ожидали феерического действа. Праздник должен был начаться в 10 часов на площади. Заметно нервничал и «начальник поезда» в белом костюме, больших жёлто-красных ботинках и синей форменной фуражке. Кто-то узнал в нём артиста Сергея Крылова.

Звучат фанфары. К микрофону подходит руководитель Федеральной пассажирской дирекции Валерий Шатаев. Все ждали, что вот сейчас он откроет праздник. Однако Валерий Николаевич объявил, что у российских железнодорожников, которые съехались в Сочи на смотр фирменных поездов... обычный рабочий день. И за этот день специальная комиссия РЖД постарается подметить в представленных вагонах всё то лучшее, что можно будет завтра внедрить в массовом порядке на сети дорог. Обсуждение будущих новинок с представителями вагоностроительного и вагоноремонтного заводов из Твери и Новороссийска  шло прямо «на колёсах». И в него охотно включился руководитель Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Юрий Каськов.

 

Новенький вагон-трансформер с олимпийской символикой направлением Адлер-Москва первым распахнул свои двери перед жюри. Морские тона современного интерьера ласкали глаз, но комиссия оценивала всё пристрастно.

- Матрасы откройте!

Как только проводница продемонстрировала их качество, последовала реплика, обращённая уже к конструктору Тверского завода:

- Десять сантиметров кожуха, закрывающего радиатор, явно мешают, с учётом узкого коридора...

- А занавески с окон надо убрать. Обзор загораживают, пыль собирают. В Европе от них давно отказались. 

Следующий вагон Северо-Кавказской дороги приехал с родины российского шампанского - Новороссийска. Чем здесь удивили гостей? Шведским столом и катраном (акула, по-нашему). Однако Валерия Шатаева интересовали не столько сами деликатесы, сколько возможность их доставки до пассажиров. «Судочков-то прежних нет».

 

Кстати, нет - не только «судочков». Самих вагонов-ресторанов не хватает тоже. В Советском Союзе вагоны-рестораны не выпускали, их привозили из ГДР. Последние такие поставки помечены 1992-м годом. Сегодня этот  пробел пытаются восполнить питерский, тверской и новороссийский заводы. Пока новые образцы не вышли в тираж - они буквально на вес золота. Как выпутываются из положения в регионах - это также хотела увидеть конкурсная комиссия.

Северо-Кавказскую дорогу сменяют представители Юго-Восточной. Поезд «Воронеж» предлагает пассажирам электросушилки для обуви, заказ носильщика на перрон к месту назначения и выбор дальнейшего маршрута через Интернет-связь, а также покупку билета на обратный путь...

 

- И всё? - не унимается жюри.

- Конечно, не всё, - парирует проводница. - Обратите внимание на автоблокировку купейных дверей. Купе номерные, и попасть можно только в своё, и только при помощи пластиковой карты.

- Автоблокиратор - это хорошо, но вот телевизор, размещённый там, где обычно пассажиры вешают одежду, надо полагать, не очень...

В вагоне-ресторане «Воронежа» руководитель Федеральной пассажирской дирекции полюбопытствовал: не следует ли удлинить время обслуживания для желающих скоротать лишний часок за кружкой пива в вагоне-ресторане? И привёл пример - «Красную стрелу», в которой ресторан после полуночи свои двери не закрывает. Серьёзными маркетинговыми исследованиями на этот счёт здесь, по всему видно, не занимались, но зато посудомоечную машину для облегчения труда персонала приобрели. И предлагают пассажирам оформить заказ обеда (завтрака, ужина), как говорится, не сходя со своего места в купе, что, несомненно, ускоряет приготовление блюд и избавляет буфетчиц от необходимости ходить по вагонам с набором продуктов, взятых «наугад». Автоматика также упрощает расчёты (делает их «прозрачными»), так же как снятие остатков представителями милицейской службы по экономическим преступлениям. В итоге все улыбаются. А выигрывает опять же кто? Его Величество Пассажир!

 

altПриволжская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров, представляя вагон повышенной комфортности, гордилась, прежде всего, своим ... туалетом, удобными матрасами, пепельницами, аккуратно спрятанными в «карманчик», недорогой внутрипоездной связью (должная стать, по мнению Валерия Шатаева, обязательным атрибутом всех российских поездов) и историческими подстаканниками с логотипом «Саратов». Но, однако, и здесь кое-чего не учли: сделать поролоновые прокладки к вешалкам для брюк.

- Чтоб не соскальзывали, - уточнил Валерий Николаевич.

В Горьковском «Татарстане» «всплыл» тот же вопрос про брюки, а ещё про то, где хранить прессу, если от старомодных и неэстетичных сеточек теперь отказались?      

 

А дальше комиссию «сразила наповал» юная «Смена». Фишка этого поезда Северо-Западной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров была очевидна уже в самом названии. На перроне жюри ожидали студенты Петербургского университета путей сообщения (они же по совместительству проводники и инструкторы) с салом, жареной картошкой, консервами «Бычки», водкой
50-го года выпуска, портвейном «777» и песнями под гитару «про туманы и про запахи тайги». Фирменный поезд «Янтарь», курсирующий по Калининградской дороге с 1964 года, как выяснилось, уже стал брэндом. То есть, качество обслуживания здесь изначально заявляется очень высокое. Выдержали ли западные коллеги столь высокую планку? Судя по результатам конкурса - да (второе место в номинации «Лучший вагон-ресторан»).

 

Из подмеченных жюри творческих находок были названы подносы с подогревом, на которых первые и вторые блюда сохраняют свою температуру в течение трёх часов. А также шведский стол, дающий возможность быстро пообедать, без очередей. Для поезда, пересекающего по пути следования четыре границы (ведь во время досмотра на таможенных постах пассажиры «Янтаря» не могут выходить из своего купе) - это очень актуально. То есть, если у кого-то появится желание перекусить, то калининградцы это смогут сделать заранее.

Представители славного «Башкортостана» Куйбышевской железной дороги приветствовали членов комиссии на родном языке. Валерий Шатаев на приглашение в вагон ответил: «Рахмет» - то есть, «спасибо». Отведал «чак-чак» (хлеб-соль) и похвалил за удачное решение в «устройстве» газет. Местные рационализаторы сшили для них льняные мешочки и повесили их сразу у входа в купе. Удобно!

 «Полярная стрела», следующая по маршруту Москва-Лабытнанги, выделялась из других поездов прежде всего своим ярким северным дизайном.  Основные клиенты этого поезда - тюменские нефтяники.  В ресторане соответственно превалирует рыбное меню, оленина. Кстати, это был единственный вагон-ресторан, где все положенные 48 мест сохранены. И они востребованы. Валерий Шатаев это отметил как достижение, в противовес другим бригадам вагонов-ресторанов, ошибочно сделавших ставку на барное обслуживание и сокращение посадочных мест в обеденном зале чуть ли не на половину.

 

В спальных вагонах «Полярной стрелы»  между членами комиссии возник спор: нужны ли пассажиру предлагаемые две большие подушки. Сделали вывод, что не помешает, если одна будет ... в ногах, чтобы опять-таки компенсировать издержки вагоностроителей. Конструктора с Тверского попросили обратить на это внимание.

Другой темой для спора явилась установка личных  сейфов для пассажиров. Действительно ли крайне необходимо установить сейфы с кодовыми замками, которые предлагают в «Полярной стреле» состоятельным вахтовикам  на всех поездах? Мнения разделились, но потом большая часть их склонилась к тому, что всё зависит от времени в пути. Например, поезду Москва-Брянск сейфы в купе не нужны хотя бы потому, что он следует не более шести часов. А по остальным направлениям - стоит подумать.

К «плюсам» «Полярной стрелы» жюри отнесло: возможность просмотра 99 каналов по ТВ и подключение к Интернету (к слову сказать, эту услугу за дополнительную плату готово предложить большинство современных фирменных поездов), а также наличие детского купе. В уютной комнатке - домашняя атмосфера, книжки, игрушки, компьютерные игры. И даже стены здесь не однотонно-унылые, а «сказочные». На них можно прочесть, что «здесь жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок-золотой гребешок, зайчик-попрыгайчик и ёжик - ни головы, ни ножек».

 

За «Полярной стрелой» ещё один «голубой вагон».

- Ныряем в «Океан»? - полюбопытствовал Валерий Шатаев.

- Нет, это «Амурский экспресс» (Хабаровск-Благовещенск),- любезно приглашают проводники.

Под ногами - тигр (хотя и плюшевый), а на столе - камчатский краб. В продаже много сувенирной продукции, что также работниками РЖД «берётся на карандаш». Передовой опыт надо перенимать.

Вагон-ресторан Забайкальской «Даурии» оформлен в спортивном стиле. Тема - Олимпиада-2008 в Китае. А в спальном вагоне этого поезда - расписание движения поезда на китайском языке и купе, предназначенное для релаксации. Пользуется спросом.

- Но оправданна ли потеря четырёх мест? - уточняет Валерий Шатаев, а позже, уже в другом вагоне, сам отвечает на свой вопрос, что далеко не всегда следует считать чисто материальную выгоду, если в конечном итоге всё окупается лояльностью пассажиров.

Действо следующего поезда начинается уже на перроне. Нас встречает «пиратский» «Байкал». Поручни в коридорах и купе, светильники - обтянуты канатом. Кокетливые красотки  предлагают  мужчинам сибирский ром, а  харизматичный Джек Воробей очаровывает дам. На шторках - чайки, а в душе - покой, верно, точно такой же, какой веет от знаменитого «живого» озера Байкал.

От «Байкала» перебираемся к «Красному Яру» Енисейской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров и сразу попадаем в вагон-ресторан.

 

- Чем угощаете? - спрашивает Валерий Шатаев, зная особое хлебосольство сибиряков.

 - «Царь-рыбой» и «царь-водой», - кажется, меньшего ответа члены комиссии и не ожидали. 

В вагоне повышенной комфортности «Красного Яра» жюри отметило сразу несколько нововведений: вытяжку дыма, оборудованную в тамбуре, дополнительный радиатор в туалетной комнате, удобное расположение телевизоров в купе (у окна), установку системы охранной сигнализации.

- Вагон был в работе? - уточнил руководитель Федеральной пассажирской дирекции и, получив утвердительный ответ,  проследовал дальше.

А дальше вагон-ресторан поезда «Томич». Посадочных мест здесь меньше, чем положено. Что просторно - это хорошо, но оправдано ли это? Мол, подумайте, посчитайте, томичи. Фирменное блюдо в ресторане - грузди томского посола. Валерий Шатаев оценил. И повара уточнили, что в этом вагоне съедобно всё, кроме, разве что, карты Томской области. Главный «комиссар» за юмор, похоже, очки тоже посчитал. Находчивость  и поварам, и проводникам в дороге не помешает.

 

Спальный вагон «Томича» несколько смахивал на «Демидовский экспресс». Та же дубовая обивка, зелёный драп, большие зеркала и несколько нарочитая «старомодность», отсылающая в историю.

Зато интерьер «Оренбуржья», напротив, отличался лёгкостью. Как выяснилось, над его оформлением трудились лучшие дизайнеры Южного Урала. Но промахнулись с зеркалами.

Маловаты, в сравнении с тем же «Красным Яром». А зеркала «раздвигают стены»,  хотя бы визуально дают «воздух», объём. Почему бы это не использовать?

И, наконец,  «Югра». Ресторан в этом поезде взяла в аренду на три года московская компания «Андре» (выиграла тендер). Заметим, что цены сразу вдвое упали. В отличие от калиниградского «Янтаря», обед на шведском столе стоит не 380, а 199 рублей. Да и качество обслуживания не подкачало. Не мудрено - повара «Андре» имеют возможность стажироваться во Франции, Германии, Англии. Штатные сотрудники вагонов-ресторанов об этом только мечтают! Среди разнообразия закусок здесь был представлен даже белый лебедь. И это первый и последний вагон, в котором Валерий Шатаев не стал скрывать своих эмоций и подбодрил профессионалов: «Молодцы!»

А на перроне возле «Югры» разворачивалось яркое театрализованное представление, в которое организаторы вовлекали всё больше и больше народу.

 

- Девушка, вы хотите перелететь через священные нарты? Нет, не перешагнуть, а именно «перелететь».

Девушка хотела. И под бурные аплодисменты у неё это получилось, и значит, отныне во всём будет удача. Кстати, в очередь «за удачей» встал и сам Валерий Шатаев. После его отчаянного прыжка северянка воскликнула: «Звезда! Втяволо! Вущевулэ! Большой олень - большая дорога». А досталась ли Валерию Николаевичу  удача - с определённостью сказать не берусь, зато улыбнулась ли она «Югре», стало известно на следующий день.

20 апреля вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов огласил победителей. Гран-при конкурса было единогласно отдано фирменному поезду «Сочи». Первое место в номинации «Лучший фирменный поезд» - «Байкал» (Восточно-Сибирская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров), второе - «Полярная стрела» (Московская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров), третье место - «Оренбуржье» (Южно-Уральская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров). 

 

Лучшим вагоном-рестораном был назван ресторан «Кубани» (Северо-Кавказской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров), первым по обслуживанию в вагоне повышенной комфортности - «Даурия» (Забайкальская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров).

По подсчёту голосов зрительских симпатий лидировали «Воронеж», «Байкал» и «Сочи». За введение новых форм обслуживания жюри были награждены поезда «Смена», «Воронеж» и  «Красный Яр». Весь список награждённых огласить кажется затруднительным, потому что были отмечены успехи и старания всех участников конкурса. Чтобы был стимул к дальнейшему профессиональному росту и повышению качества обслуживания Его Величества Пассажира!

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31