Репортёр Донбасса | Газета Красноярский железнодорожник

Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

| 21.02.2025
07 полоса

Репортёр Донбасса

Репортёр Донбасса
фото: ИД "Гудок"

К нам в гости пришёл журналист Сергей Прудников. В 2006–2007 годах он работал в редакции «КЖ», а затем уехал в Санкт-Петербург. В 2018-м перебрался в Донецк как спецкор одного из федеральных изданий, и с тех пор основную часть времени проводит в Донбассе. Коллега рассказал, как сейчас живёт регион и работает железная дорога на новых территориях.

20.02.2025

– Сергей, какая обстановка сейчас в Донецке?

– Терпимая. После взятия Авдеевки в феврале прошлого года Донецк, по крайней мере его северные и центральные районы, впервые вздохнули спокойно.

Прекратились непрерывные и всякий раз непредсказуемые обстрелы. Ведь в чём особенность артналётов – выстрел, через 1,5 секунды – прилёт, даже сигнал воздушной тревоги включить не успеешь.

Долгое время сложной оставалась ситуация на западе города – в Петровском районе, но после освобождения Марьинки линию фронта на этом участке также удалось отодвинуть.

Да, к сожалению, по Донецку продолжает и по сей день работать дальнобойная артиллерия, прилетают ракеты. Но ходить по улицам уже в целом можно спокойно.

– ДНР возрождается, отстраивается?

– Да, по мере возможностей. После начала СВО за каждым районом и крупным городом ДНР и ЛНР был закреплён определённый шеф-регион России. Например, за Донецком – Москва, за Ясиноватой – Челябинск, за Мариуполем – Санкт-Петербург. Красноярский край помогает Свердловскому району соседней Луганской народной республики.

Шеф-регионы восстанавливают школы, детсады, больницы, повреждённые после обстрелов дома, строят новые объекты, ремонтируют дороги. Обновлённые автомобильные трассы в ЛНР и ДНР – это вообще знак времени: едешь из Донецка в Мариуполь или в Ростов-на-Дону, и удивительно ровное, как скатерть, полотно на протяжении десятков километров. Очень впечатляет.

– Как обстоят дела с водой? Город ведь долгое время фактически находился в водной блокаде.

– Это очень больная тема для жителей Донбасса. Дело в том, что ДНР располагается на засушливой возвышенности – Донецком кряже. Водой его снабжал 132-километровый канал Северский Донец – Донбасс, построенный в 1950-е годы, берущий своё начало в районе города Славянск. До 2022 года он функционировал, питал также и Мариуполь со всеми его огромными заводскими территориями.

Но сразу после начала СВО насосные станции, поднимающие воду в канале на высоту, оказались перебиты. Вода поступать перестала, регион оказался на грани гуманитарной катастрофы. Имеющихся в республике источников – трёх небольших водохранилищ – хватало на считанные месяцы. А как быть дальше?

Выход нашли. Из устья Дона в Ростовской области военные строители оперативно принялись за прокладку 200 км водовода – он запущен был весной 2023 года.

Вода пошла. Однако даже при вводе в эксплуатацию этого грандиозного объекта потребности Донбасса были закрыты только частично – на 25–30% от прежних. В квартире, которую я снимаю на седьмом этаже, первая струйка в кране появилась только прошлой весной, то есть два года в нём не было ни капли. А после пуска водовода в 2023-м в системе не хватало давления, чтобы поднять её на высоту. Теперь легче – вода в квартире есть два раза в неделю по три часа. Жить можно. И я не преувеличиваю: к подобным ограничениям и лишениям довольно быстро привыкаешь и воспринимаешь как норму. Понятное дело, что речь идёт только о холодной, горячей воды регион не видел почти три года.

7-3.jpg

– Если не было в кране воды два года, где приходилось её брать?

– Спасали цистерны МЧС, которые развозили воду примерно раз в неделю по многолюдным дворам Донецка. При этом, к сожалению, никаких предварительных графиков, когда ждать цистерну, не было из-за риска нанесения артиллерийских ударов по скоплению людей. Кто-то ходил к прудам-ставкам или прорубям. Мыться до сих пор приходится в спортивных бассейнах – туда идут и гражданские, и военные. При этом ВСУ разбили прицельными ударами два бассейна в городе – железнодорожный «Локомотив» и «Викторию». Без воды долго сидели больницы, поликлиники, учебные заведения, столовые. Положение дел напоминало ситуацию в блокадном Ленинграде…

– А железная дорога продолжает работать?

– Да, хотя, конечно, не в таких объёмах, как раньше. С 2014-го по 2022-й, то есть во времена независимой ДНР, продолжали курсировать пассажирские пригородные поезда – в Дебальцево, Луганск, Иловайск, другие города, на приграничный пункт с Россией. Даже несмотря на крайне малую загруженность на некоторых направлениях. Как говорили донецкие железнодорожники, курсирование этих поездов имело важное морально-психологическое значение: «Мы продолжаем работать и жить. Мы не сломлены!».

После начала СВО ситуация стала сложнее. Многие сотрудники отрасли были мобилизованы. Некоторые участки магистрали серьёзно пострадали. Прицельно было разрушено ракетами управление Донецкой железной дороги в самом центре республиканской столицы. Первый прилёт пришёлся в угол здания, а второй в диспетчерский центр, где дежурило 25 человек – опытных, ценных сотрудников. Первый удар, к счастью, предупредил их, они успели спуститься в подвал и эвакуироваться, иначе могли бы оказаться заблокированными. Само здание управления полностью сгорело.

– Мы знаем, что летом прошлого года открылся новый железнодорожный вокзал в Мариуполе…

– Да, это стало настоящим событием, учитывая то, что пережил город. Отмечу, что в августе 2022-го, спустя всего четыре месяца после окончания боёв за Мариуполь, между ним и Волновахой был запущен поезд – я писал об этом репортаж. Два пассажирских состава по два вагона выходили одновременно навстречу друг другу. 75 километров, 21 остановочный пункт. Впереди локомотивов устанавливали пустые платформы (на них раньше перевозили листовое железо) на случай диверсий: предполагалось, что, если пути окажутся заминированы, платформы взлетят на воздух, а поезд останется невредим.

7-2.jpg

В роли тягача, идущего из Волновахи, выступал маневровый тепловоз 1970-х годов – другого, готового к работе, просто не было. Атмосфера в вагонах была, конечно, тяжёлая. Улыбчивых лиц нет, в глазах – боль. Разговоры о погибших близких. Увиденная картина очень напоминала мне кадры из фильма «Баллада о солдате», где пассажиры идущего на восток эшелона вот так же делились друг с другом пережитым.

Одна из женщин, помню, ехала к дочке и внучкам в Мариуполь. Она не видела их полгода, и вот узнала, что они живы. Ехала и с трудом сдерживала слёзы… Этот поезд был одной из первых ласточек, знаков возвращения к нормальной жизни.

– Донецк собирается восстанавливать прямое железнодорожное пассажирское сообщение с остальной Россией?

– Все готовы. Согласно официальным заявлениям руководства Донецкой железной дороги, регламенты давно отработаны. Но пока слишком опасно. Поэтому пуск долгожданных рейсов возможен как минимум при отодвигании фронта на 50 км от железнодорожных сетей, как максимум – при освобождении всей Донецкой народной республики.

Вся оперативная информация в телеграм-канале «Красноярский железнодорожник». Подписывайтесь, друзья!
https://t.me/kras_gudok

Ещё больше интересных новостей в нашем сообществе ВКонтакте - Газета "Красноярский железнодорожник".
https://vk.com/kras.gudok
Екатерина Щербакова

Архив номеров

Архив номеров