03 декабря 2021 10:09

03 декабря 2021 10:09

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Владимир Литвинов

Золото, серебро и две бронзы

Энергетики Красноярской железной дороги внесли большой вклад в рационализаторскую деятельность, усовершенствовав технологические процессы и добившись экономии материальных ресурсов

Результаты и успехи рационализаторов Красноярской дирекции по энергообеспечению выразились в четырёх призовых местах ежегодного конкурса технического творчества «Идея» и денежных премиях, которые получат авторы.
Начальник тяговой подстанции Уярской дистанции электроснабжения Эдуард Биль и его коллега, дежурный электромеханик Алексей Окладников разработали конструкцию запорного устройства ячейки КАН СЦБ1-10, совмещённую с электромагнитной блокировкой безопасности. Эта идея признана абсолютным лидером в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на профилактику производственного травматизма, электротравматизма и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта».

Как пояснил Эдуард Биль, ячейка КАН (автоблокировочный комплект наружной установки) имеет две двери с механическими запорными устройствами, а также дополнительную дверь с сетчатым ограждением, расположенную внутри ячейки, – она нужна для осмотра оборудования. В заводском исполнении предусмотрено запорное устройство, которое находится в верхней части двери в специальном углублении. При этом ввиду конструктивного недостатка имеется возможность механически сдвинуть дверь и приблизиться к токоведущим частям, находящимся под напряжением 10 кВ, а это создаёт риски травматизма.

Чтобы решить эту проблему, авторы-рационализаторы разработали запорное устройство, которое исключит возможность несанкционированного проникновения в ячейку КАН и приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением 10кВ.

Запорное устройство изготовлено из металлического прутка, вмонтированного в дверь с сетчатым ограждением, а поворотный механизм выполнен из полосовой стали. Открывается запорное устройство специальным ключом, который хранится у оперативного персонала тяговой подстанции. Запорное устройство работает совместно с электромагнитной блокировкой безопасности, которая, в свою очередь, сблокирована с разъединителем Р КАН-1-10.

После отключения разъединителя в сторону измерительного трансформатора НАМИ-10 включаются заземляющие ножи ЗН-Р КАН-10. После их включения с внутренней двери ячейки снимается электромагнитная блокировка.

– Предложенное нами устройство предназначено для предотвращения ошибочных действий персонала, – рассказал Алексей Окладников, – а также для исключения попыток несанкционированного доступа в ячейку с оборудованием, находящимся под рабочим напряжением. Преимуществами идеи являются безопасность сотрудников, простота и минимальные затраты на изготовление устройства.

Третье место в той же номинации заняло «Устройство, предотвращающее свободный доступ на монтажную площадку автомотрисы». Это рационализаторское предложение разработал и внедрил машинист автомотрисы Красноярской дистанции электроснабжения Александр Пермяков.

– Для предотвращения свободного доступа на монтажную площадку автомотрисы и предотвращения поражения электрическим током или наведённым напряжением я предложил модернизировать стационарную лестницу автомотрисы АДМ в складную, – говорит рационализатор. – Для этого в имеющуюся лестницу ввариваются шарнирные соединения – в каждую ступень с обеих сторон. Левая часть ступени при этом соединена шарнирно с левой стойкой ступеней, а правая часть – с движущимся уголком, который является упором. При транспортировании лестница находится в собранном состоянии и зафиксирована навесным замком вместе с предупреждающим плакатом: «Стой! Напряжение!». Плакат также расположен на специальном креплении. Ключ от замка хранится в кабине автомотрисы АДМ и выдаётся машинистом оперативно-ремонтному персоналу только после выполнения всех организационно-технических мероприятий перед началом производства работ.

Предложение Александра Пермякова направлено на повышение уровня охраны труда, поскольку предотвращает свободный доступ на монтажную площадку автомотрисы и тем самым исключает поражение работников электрическим током или наведённым напряжением. Также идея направлена на повышение безопасности движения поездов, поскольку при любом положении лестницы машинисту обеспечена хорошая видимость пути, сигналов и людей.

Второе место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение надёжности и отказоустойчивости технических средств железнодорожного транспорта» заняла идея электромеханика района контактной сети Саянской дистанции электроснабжения Алексея Мирошниченко и его коллеги электромонтёра Андрея Лохматова.

Они внедрили конструкцию для установки устройства одновременного подъёма контактных проводов на воздушных стрелках (УППВС) с малой конструктивной высотой контактной сети. Для возможности установки УППВС в местах с малой конструктивной высотой контактной подвески (менее 700 мм) авторы предложили произвести доработку накладки этого устройства путём уменьшения конструктивной высоты, необходимой для выполнения таких работ.

– Для этого к накладке привариваются два уголка длиной, достаточной для создания необходимой конструктивной высоты устройства УППВС, – рассказал Алексей Мирошниченко. – Далее устройство собирается в соответствии с руководством по эксплуатации и устанавливается на воздушную стрелку. В результате получается работоспособное устройство УППВС при малой конструктивной высоте контактной сети.

Преимущества идеи заключаются в простоте и минимальных затратах на изготовление. Кроме того, новая конструкция повышает коэффициент надёжности работы устройств электроснабжения и в целом безопасность движения поездов.

Третье место в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств железнодорожного транспорта» отдано «Устройству для проверки группы соединения обмоток трансформатора». Эту идею предложил коллектив авторов из дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) Красноярской дистанции электроснабжения: электромеханики Павел Голиков, Анатолий Нагорнов и Михаил Копич.

В настоящее время на Красноярской железной дороге разработана программа по переводу питания линии автоблокировки ВЛ АБ10кВ от третьей нетяговой обмотки силовых трансформаторов. Электрическое питание системы автоблокировки через каскад трансформаторов ТСН27,5-СЦБ10 от шин 27,5 кВ обладает существенным недостатком в виде просадки напряжения в линии автоблокировки от возрастающих тяговых нагрузок.

– Для реализации этой программы требуется установка дополнительных трансформаторов ТСН-3, одним из условий работы которых является соответствие фазировки и углов питающих напряжений с другими трансформаторами, установленными на тяговой подстанции. Поэтому выбор группы соединения обмоток трансформатора производится конкретно для каждой подстанции, – рассказал старший электромеханик ДЭЛ Павел Голиков.

Старший электромеханик ДЭЛ Анатолий Нагорнов отметил, что часть трансформаторов для этой программы изготавливается из резервных, неисправных, незадействованных силовых трансформаторов после их восстановления в условиях электроремонтной мастерской. Перед их установкой необходимо выполнить проверку на соответствие группы соединения обмоток.

Проверка осуществляется путём поочерёдной подачи импульсов постоянного тока на каждую фазу с высокой стороны трансформатора. При этом производится девять измерений.

Полученные данные сравнивают с таблицей, приведённой в нормативно-технической документации. И это требует немалых затрат времени и труда.

– Для оптимизации этого процесса мы с коллегами разработали и внедрили устройство для проверки группы соединения обмоток, – объяснил электромеханик ДЭЛ Михаил Копич. – Предложенное устройство представляет собой текстолитовый каркас с установленным в нём источником постоянного тока (элемент питания 4,6 В), подключаемого к обмотке ВН(СН) трансформатора через кнопку, при кратковременном нажатии которой подаётся импульс напряжения. На лицевую панель устройства смонтирован гальванометр, подключаемый к обмотке НН(СН).

Преимуществами идеи, внедрённой рационализаторским трио, стало выполнение проверки группы соединения обмоток без затрат времени на сборку и разборку испытательной схемы, а также исключение возможных ошибок персонала при сборке такой схемы.

Снижаются при этом риски травматизма, ведь персонал защищён от случайного прикосновения к токоведущим частям и оборудованию в момент коммутации источником постоянного тока. А затраты на изготовление полезного устройства минимальны.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья!
Дарья Кот
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31