03 декабря 2021 04:54

03 декабря 2021 04:54

фото: instagram.com/dkb24.ru

Сколько лет железнодорожной больнице Красноярска?

Коллектив клинической больницы «РЖД-Медицина» Красноярска 31 августа отметил юбилейную дату – 125-летие со дня основания. Но с высокой долей вероятности это лечебное учреждение старше более чем на два года.
Когда-то в том месте, где сегодня расположена больница, на берегу могучего Енисея, сибирские казаки проводили военные сборы. Есть в том ирония судьбы, а может, божий перст, но именно здесь, на территории военных лагерей, на исходе XIX века была построена первая железнодорожная больница. И с той поры на этой земле поселился дух врачевания и сострадания. Территория войны стала территорией мира и милосердия.

В книге «Стальное звено Транссиба», изданной к вековому юбилею Красноярской магистрали, читаем: «Открылась больница 23 августа 1896 года, имела 60 коек, при штате 10 человек с двумя врачами». Дата эта уже стала привычной, но, возможно, к такому летоисчислению стоит прибавить ещё как минимум два года. Почему? Обратимся к фактам.

Ещё с 1893 года на крупных станциях железной дороги, в том числе и в Красноярске (в Выборгском переулке, 3), начинают действовать врачебно-остановочные пункты. Работают в них, как правило, 1–2 врача, 2–3 фельдшера, 2–4 санитара.

В марте 1894 года в Еловке (ныне – село Еловое Емельяновского района) начала строиться больница. Предназначалась она для железнодорожных рабочих. Планировалось, что при больнице «будет находиться постоянный врач, в настоящее время уже прибывший из Петербурга в Красноярск и на днях ездивший в Еловку для осмотра больницы. Одновременно с больницей строится и дом для врача». Об этом писал «Енисейский листок» в №8 от 20 февраля 1894 года.

Больница была достроена весной того же года, и с 13 мая младшим врачом в ней начинает работать лекарь И.В. Петров. А уже через несколько месяцев, в октябре, выходит постановление о врачебной помощи на железной дороге. И в конце 1894 года железнодорожную больницу из Еловки переводят на станцию Красноярск. Располается она в те дни в районе пороховых погребов (ныне – пер. Пороховой в Железнодорожном районе), в бараке на 20 коек. В июне 1896 года барак Железнодорожной заразной больницы открывается в районе Матвеевского завода на берегу Енисея. Количество принятых больных к 1897 году увеличивается с 394 до 5 771.

Всего же на Средне-Сибирской железной дороге в этот период лечили железнодорожников порядка 19 врачей. Причём не только лечили ‒ занимались наукой, писали статьи.

В деле «О постройке больниц на Средне-Сибирской железной дороге за 1899–1909 гг.» имеется протокол заседания комиссии, в котором речь идёт о выработке проекта устройства больниц общего пользования на Сибирской и Забайкальской железных дорогах. Документ датирован 9 февраля 1903 года и там, в частности, записано: «На ст. Красноярск Сибирской ж.д. имеется железнодорожная больница, помещающаяся в частном доме мещанина Романова и купца Семёнова, арендованном по договору с 23 января 1902 г.». Далее сказано: «В настоящее время больничные помещения находятся в антисанитарных и негигиенических условиях».

Управлением Сибирской железной дороги было в итоге принято решение о строительстве новой дорожной больницы: «К заготовлению материалов для работ по устройству больницы на ст. Красноярск было приступлено ещё в 1903 г., а к самим работам ‒ с весны 1904 г.». И потом отмечается: «В настоящее время (1905 г.) постройка больницы окончена, но для возможности пользования ею необходимо устроить ещё внутренний водопровод в клозеты».

Эту дату подтверждает ещё один документ. В Городскую Думу в октябре 1904 года подано заявление купцов Игнатия Никольского и Иннокентия Синявина, которые пишут: «Имеем честь покорнейше просить Городскую Управу отвести нам место земли в количестве приблизительно 1500 кв. саж. по берегу Енисея между вновь строящейся железнодорожной больницей и лагерями сроком на 30 лет для устройства парового лесопильного и деревообделочного завода».

В том же тревожном 1905 году на станции Маньчжурия Забайкальской железной дороги были зарегистрированы случаи чумных заболеваний. Появилась реальная возможность переноса чумы в пределы Енисейской губернии в результате массового передвижения по железной дороге пассажиров с заражённой территории.

И вот 23 сентября 1905 года губернатор собрал экстренное заседание Енисейского губернского комитета общественного здравия при участии военных и железнодорожных врачей для обсуждения вопроса о мерах предупреждения чумной заразы. Следом было созвано и экстренное заседание Городской Думы, на котором было оглашено заключение губернского комитета. На заседании выработали меры против распространения смертельно опасной болезни.

Так, по просьбе Управления железной дороги, следовало озаботиться устройством заразного отделения при железнодорожной больнице. Необходимость этого появилась оттого, что заразных больных привозили в городскую больницу почти через весь Красноярск, что представляло немалую опасность для обывателей в условиях эпидемии.

В железнодорожной больнице условия тоже оставляли желать лучшего: внутренний водопровод в клозеты ещё не был построен ‒ канализационную сеть заменили системой поглощающих колодцев, а вместо центрального отопления построили 63 печи. В полную эксплуатацию здание сдают в 1906 году, когда всё-таки достраиваются внутренний водопровод и клозет.

В больнице к тому моменту было 80 коек, штат ‒ 10 человек, из которых два врача. Первым начальником больницы стал Николай Пулло, акушер-гинеколог, хирург. Он первым в Красноярске провёл аппендэктомию.

В 1915 году были открыты три барака для заразных больных. А в 1918 ‒1920 годах во всей больнице разместился инфекционный госпиталь.

В 1921 году главным врачом назначен Михаил Модль (1882–1957 гг.). Выпускник Казанского университета, сын офицера Дипломатического корпуса, демобилизовался из рядов Красной Армии и был хорошо знаком с организацией медицинской помощи в регулярных частях. Он поднял хирургическую и гинекологическую помощь на новую высоту. Впервые было произведено разделение больных на хирургических и терапевтических. Вводится плановый операционный день, выделяется операционный штат. Тогда же начали проводить большие операции под местной анестезией. Главным хирургом был сам Модль, его помощником ‒ Пётр Маркарьянц.

Не удивительно, что популярность Михаила Модля в Красноярске была необычайно высока. В народе его звали не иначе, как «бабий бог», и оперировал он действительно превосходно.

В 1927 году в больнице, наконец, было установлено центральное отопление и сделан капитальный ремонт. Перестроен цокольный этаж. Во дворе появилась прозекторская. В 1959 году к зданию пристроили дополнительное крыло.

В 2004 году была проведена реконструкция старого здания. В 2005 году Дорожная клиническая больница была признана победителем VI Всесоюзного конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России». А в 2006 году здесь был построен новый лечебно-диагностический корпус.

Сегодня клиническая больница «РЖД-Медицина» Красноярска обладает мощной структурой, в её составе действует стационар более чем на 500 коек, используются передовые методы оказания медицинской помощи и высокотехнологичное оборудование.

Главным капиталом, основной ценностью больницы по-прежнему остаётся коллектив. Здесь трудятся талантливые высококвалифицированные специалисты, чей труд не раз отмечен наградами отраслевого, регионального, федерального уровня. В любых условиях, в любой ситуации главное для них ‒ это помощь пациентам, что ещё раз с высоким мужеством и самоотдачей подтверждено в 2020–2021 годах в условиях пандемии.


Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья!

Константин Карпухин,
старший научный сотрудник подразделения
по сохранению исторического наследия
Красноярской железной дороги



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30