28 июля 2021 16:45

28 июля 2021 16:45

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив Галины Гребенщиковой

Взгляд с дистанции

Инженер по организации и нормированию труда Красноярской дирекции связи Галина Гребенщикова проанализировала плюсы и минусы «удалёнки».
«Никаких надоевших поездок на работу. Ни коллеги, ни руководители не стоят за вашим плечом. Никто не съедает ваш обед из офисного холодильника, вместо своего, по невнимательности, – шутит Галина Гребенщикова. – Удалённая работа – прекрасна. Но не без проблем».

А если обратиться к опыту удалённой работы всерьёз и проанализировать его преимущества и недостатки, то результат получается интересный.

Инженер по организации и нормированию труда дирекции связи «прогнала» по шести критериям дистанционный формат работы, который она наряду с коллегами «тестировала» в течение года.

Первое – неограниченный рабочий день.

Одна из причин, по которой многие руководители не одобряют удалённую работу, – опасения, что без постоянного контроля сотрудники будут расслабляться. На самом деле, как правило, всё происходит на­оборот: работники на «удалёнке» чаще переутомляются. Когда личная жизнь и работа находятся под одной крышей, сложнее нажать на «выключить».

Некоторые сотрудники признаются, что им трудно помнить о необходимости делать перерывы и прекращать работу в разумное время, даже понимая, что стрелка часов показала конец рабочего дня. Сложно провести чёткую границу между рабочим и личным временем. Часто тянет вернуться к компьютеру или ноутбуку после того, как трудовой день закончился, чтобы проверить «ещё только одно электронное письмо» или «выполнить ещё только одну маленькую задачку», которая, в конечном итоге, превращается в незапланированную ночную сессию.

Второе – постоянные прерывания рабочего процесса. У вас есть семья, домашние животные, дверной звонок, наконец. Человек, работающий дистанционно, сталкивается со многими непредсказуемыми отвлекающими факторами, будь то курь­ер, которому нужна подпись, или внезапный визит родственников. Всё это вдвойне актуально, если есть дети, которые не понимают, почему они могут видеть вас, но вы не можете с ними играть. Постоянно говорить ребёнку «Нет, мне сейчас некогда» – больно.

Пункт третий – одиночество и отсутствие общения. Если во время работы дома никого нет, может возникнуть противоположная проблема – изоляция. Даже с учётом интернета и таких инструментов коммуникации, как социальные сети и мессенджеры, всё равно ощущается дефицит эмоций и живого общения, если человек находится в одиночестве в одном и том же месте слишком долго.

Четвёртая сложность удалённой работы – технические проблемы. Ничто не заставляет работающего в таких условиях так дрожать от страха, как сбой доступа в интернет или возможная поломка компьютера. И надо быть готовым к решению обеих проблем. Для душевного спокойствия и во избежание срыва сроков необходимо иметь запасной план. Мобильная точка доступа может спасти при исчезновении интернета. Резервный компьютер или просто планшет помогут дождаться момента починки основного компьютера.

Пятая особенность – документооборот. Работа на дому подразумевает иной порядок взаимодействия с сотрудниками и службами компании, другие правила документооборота и сроки выполнения учётных процедур.

Нужно определиться, с применением каких программных ресурсов и сервисов будет осуществляться передача электронных документов. Целесообразно ввести новый (временный) график документооборота с указанием, в частности: формы документа, принимаемого к учёту (электронный с ЭЦП, скан-копия и т.д.) и порядка передачи документов (по электронной почте, по специальной системе электронного документооборота, почтовой связью, курьерской службой, или иначе). Важно выстроить документооборот так, чтобы исключить потери документов дома у кого-то из сотрудников или в пути, если возникает необходимость везти оригиналы.

А шестое, не менее важное наблюдение, касается согласования и подписания документов. При дистанционной работе вряд ли удаётся сохранить действовавшие ранее схемы. На «удалёнке» должен быть выстроен предельно чёткий порядок взаимодействия с руководителем, его заместителями, другими должностными лицами, кто визирует те или иные документы. На первый план здесь выходит электронная подпись (ЭЦП), как основной инструмент удалённой работы. Применению и хранению ключа ЭЦП стоит уделить особое внимание, все меры безопасности должны быть соблюдены.

– Пандемия помогла раскрыть потенциал дистанционной работы и позволила нам приобрести уникальный опыт, – подводит итог Галина Гребенщикова. – Новый формат работы неожиданно стал реальностью для широкого круга специалистов, для которых наиболее естественной средой профессиональной деятельности до этого времени был офис. И это повод для размышлений о том, как можно сделать эффективнее работу каждого сотрудника и организации в целом, а также задача для внедрения этой темы в бережливое движение полигона Красноярской железной дороги.
Дарья Кот
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31