16 апреля 2021 20:20

16 апреля 2021 20:20

фото: пресс-служба КрасЖД

85 лет назад была образована Красноярская железная дорога

Приказ о создании новой магистрали подписал 28 февраля 1936 года нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович.
Так впервые на транспортной схеме страны появилось название «Красноярская железная дорога». До этого участок Транссиба в Енисейской Сибири часто менял свою ведомственную принадлежность и в разное время входил в состав Средне-Сибирской, Томской, Восточно-Сибирской дорог. В середине 1930-х руководство железнодорожной отрасли СССР приняло решение о создании Красноярской магистрали. Эти годы были временем ускоренной индустриализации страны. Железнодорожный транспорт за темпами роста экономики не успевал.

Новые объёмы перевозок, которые во много раз превышали дореволюционные, оказались неподъёмными. В таких условиях и было принято решение разукрупнить отрасль и создать на карте СССР несколько новых дорог.

Решение о создании магистрали принял руководивший в те годы железнодорожной отраслью сталинский нарком Лазарь Каганович. В соответствии с его приказом №19Ц на карте страны появились сразу три новых дороги: из состава Восточно-Сибирской выделилась Красноярская, а Уссурийская магистраль разделилась на Амурскую и Дальневос­точную.

Красноярская дорога простиралась от Мариинска до Тайшета, в этих границах она работает и сейчас. Руководителем магистрали назначили Ария Мирского, опытного революционера и работника транспорта. Настоящее его имя было Аристотель Кобахидзе, ранее он руководил Забайкальской дорогой, работал также на Московско-Курской, Северо-Кавказской и Октябрьской магистралях. Мирский, впрочем, продержался на руководящем посту лишь несколько месяцев. Уже в сентябре 1936 года его сменил Александр Ломакин, который также руководил дорогой совсем недолго. Оба они нашли свою гибель в горниле сталинских репрессий.

Перевозочная работа на новой магистрали с самого начала задалась удачно. Уже к 1937 году Красноярская дорога сумела по многим показателям превысить среднесетевой уровень и выйти в лидеры стахановского движения. На магистрали функционировали четыре отделения (Красноярское, Боготольское, Ужурское и Иланское), погрузка за период 1936–39 была увеличена почти вдвое. Активно велось производственное строительство. Только в Красноярске в эти годы были возведены Дворец культуры железнодорожников, стадион «Локомотив», открыто подразделение одноимённого спортивного общества, заработала Детская железная дорога – первая в России. Началась и одна из масштабных строек первой волны индустриализации – второй путь моста через Енисей.

В те же годы была создана газета «Красноярский железнодорожник».

Управление новой дороги располагалось тогда по адресу Ленина, 70, на перекрёстке с улицей Вейнбаума. Однако за несколько месяцев в Красноярске открылись более двух десятков контор всевозможных дорожных служб, от путейцев и машинистов до бухгалтеров и снабженцев. Новым сотрудникам нужны были рабочие кабинеты, а места в здании для всех не хватало.

В итоге срочно был заказан проект большого комплекса управления дороги. В Красноярск прибыл один из ведущих архитекторов Советского Союза Андрей Крячков. Он разработал план коренной реконструкции центра города, куда вписал управление дороги и ещё четыре крупных административных здания. Примечательно, что план этот получил признание на мировом уровне: он был удостоен Гран-при и золотой медали на Всемирной Парижской выставке 1937 года. Реализации проекта помешала война, но он всё же был воплощён в жизнь позднее, в 1950-х годах. Современным красноярцам он знаком как архитектурный ансамбль площади Революции. Кстати, по проекту здание управления дороги должно было иметь высокую башню в юго-восточном углу, где сейчас располагается главный вход.

Образованная в 1936 году Красноярская магистраль существовала ровно четверть века. В 1961 году настала пора очередных административных инициатив, и дорогу вернули в состав Восточно-Сибирской магистрали (откуда она вновь выделилась только 18 лет спустя, в 1979-м). Тем не менее, с 30-х годов XX века сохранилось значительное наследство: прежде всего, крупнейшие дорожные хозяйства и службы, которые ведут свою летопись именно с той поры.
Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28