01 марта 2021 04:04

01 марта 2021 04:04

фото: пресс-служба КрасЖД

Встреча на высоте

На Козинском виадуке впервые в истории открылось двухпутное движение поездов

Церемония открытия состоялась в среду, 16 декабря, в режиме телемоста. В ней приняли участие заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, первый заместитель губернатора Красноярского края – председатель правитель­ства региона Юрий Лапшин, начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.  
В этот торжественный момент на мониторах участ­ники мероприятия наблюдали, как по мосту навстречу друг другу вышли два поезда. На виадуке, который возвышается над заснеженным ущельем в Саянских горах, трёхсекционные локомотивы серии «Ермак» сорвали красные ленточки, символично обозначив новый этап в развитии движения на этом участке.

Оба состава провели бригады эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2: машинист электровоза Александр Иванцов и помощник машиниста Вячеслав Рыбаков на 3ЭС5К №267, а их коллеги машинист Александр Садовский и помощник машиниста Евгений Филонов ‒ на 3ЭС5К №158.

Козинский виадук расположен на перегоне Джебь – Щетинкино и является самым высоким инженерным сооружением Красноярской магистрали. Он входит в единое технологическое пространство Восточного полигона ОАО «РЖД».

Мост был возведён во время строительства «трассы мужества» в 1960-х годах, и на тот момент считался самым высоким в СССР. Отметим, что ровно 55 лет назад движение по этой линии было открыто аналогичным образом: 20 декабря 1965 года из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли два поезда «Байкал» и «Енисей».

Козинский виадук является частью «Джебской петли» ‒ самого сложного по трассировке участка Красноярской магистрали, который долгое время был самым узким местом линии Междуреченск – Абакан ‒ Тайшет. Ограничения пропускных способностей на однопутном участке были обусловлены не только сложностью трассы, но и тем, что виадук мог пропускать составы максимальным весом не более шести тысяч тонн. Теперь же несущая способность сооружения позволяет пропускать по нему одновременно два грузовых состава весом 7100 тонн.

Главной целью реконструкции было увеличение провозной и пропускной способности стратегически значимого участка, связывающего Западную и Восточную Сибирь, в том числе и для обеспечения возрастающих объёмов перевозок грузов из Кузбасса на Дальний Восток.

С завершением реконструкции виадука весь перевальный участок стал двухпутным. В результате появилась возможность одновременного проследования тяжеловесных поездов по обоим путям Козинского виадука, что более чем в два раза увеличивает пропускную способность перегона Джебь – Щетинкино. Инвестиции в строительство вторых путей на этом участке составили 4,6 млрд рублей.

Как сообщил начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров, реализация этого проекта создаёт условия для дальнейшего развития тяжеловесного грузового движения на южном ходу.

Напомним, что масштабная модернизация перегона Джебь ‒ Щетинкино стартовала с 2014 года в рамках комплексной программы развития пропускных и провозных способностей южного хода Красноярской железной дороги. В рамках первых двух этапов на перегоне была проведена реконструкция второго Джебского тоннеля и построены вторые главные пути. Модернизация Козинского виадука стала третьим этапом реконструкции «Джебской петли».

Важной особенностью реконструкции являлось то, что она проводилась в условиях сохранения движения поездов. В сутки по мосту проходило около 25 пар поездов, поэтому время на замену пролётов у строителей было ограничено перерывами в движении – не более трёх часов на то, чтобы снять старую и установить новую конструкцию. Чтобы не выбиваться из графика, к работе одновременно подключались десятки строителей и современная спецтехника.

– Конечно, я сам испытал и гордость, и волнение, когда на мост заехали два поезда. Важно, что это мероприятие произошло в юбилейный год, спустя 55 лет после того, как запустили в эксплуатацию линию Абакан – Тайшет, – поделился впечатлениями руководитель проекта СМТ «Спецмосто­трест» Андрей Минаев.

Новые пролёты не только держат большую нагрузку, но и весят вдвое меньше. Прежние являли собой монолитную железобетонную конструкцию. Новые же металлические привозили на стройку в разобранном виде, и собирали уже на месте. Обновлённый виадук оборудован температурными и охранными датчиками. Поверхность ферм и пролётов обработана от ржавчины.

Всего при модернизации горного моста высотой 65 метров и общей протяжённостью 355 метров заменены десять пролётных строений (длина каждого ‒ 34 метра, вес ‒ 107 тонн). Впервые на виадуке проложен второй путь, а также проведён ремонт десяти опор с переустройством подферменных элементов, заменены опоры контактной сети, линии связи и другие коммуникации.

Артем Яковлев